ArtPro плюс Nexus — универсальная система допечатной подготовки для флексографии

 

ArtPro плюс Nexus — универсальная система допечатной подготовки для флексографии

Александр Шмаков

Мы продолжаем публикацию материалов о специализированных решениях для допечатной подготовки этикеточной и упаковочной продукции. На этот раз мы попросили специалистов компании «Легион» рассказать о системе управления допечатной подготовкой Nexus и cвязанным с ней известным пакетом ArtPro производства компании Artwork Systems.

В офисе компании «Легион» на двух машинах развернута клиент-серверная система Nexus. Вся клиентская часть работает на Macintosh, сервер установлен под Windows 2000. Демонстрацию работы систем ArtPro и Nexus провели ведущий технический специалист компании Александр Дроздов и его коллега Игорь Сидоров.

«Мир Этикетки»: Если о пакете для разработки и допечатной подготовке этикеточной и упаковочной продукции ArtPro благодаря нашим публикациям читатели в большей или меньшей степени осведомлены, то о workflow-системе Nexus известно гораздо меньше. Не могли бы вы продемонстрировать ее в действии и объяснить какие выгоды приносит ее внедрение на производстве.

Александр Дроздов: Выгода прежде всего заключается в повышении производительности и качества подготовки работ в результате интеграции всех допечатных процессов. На производстве может быть установлено несколько серверов, с которыми можно соединиться по TCP/IP. Клиентская часть позволяет нам строить workflow, то есть схему прохождения задания через систему. Имеется визуальный построитель определенных классов действий, которые могут производиться над входными заданиями. Предусмотрены предопределенные схемы workflow. Рассмотрим, например, самую простую из них — Basic: создание из PostScript-файла однобитного TIFF-файла, который мы можем вывести на любое устройство. В этой простейшей схеме задаются параметры интерпретации и растрирования.

Как и в любой workflow-системе, очень важным параметром для Nexus является внутренний формат представления данных. В Nexus реализовано три варианта представления данных.

Первый (так называемый OPPO-файл) представляет собой оптимизированный PostScript — это векторный формат, в настоящий момент не редактируемый (в 7-й версии планируется реализовать возможность его частичного редактирования), который получается из сепарированного или композитного PS-файла. Имеется модуль, который позволяет сложить сепарированный PS-файл в композитный векторный формат, выполнив операцию Merge.

Из формата OPPO мы можем получить второй вариант представления данных — PSTI-файл, сходный c форматом Scitex СT/LW. Здесь уже задается конкретное разрешение для растровой — CT (Continuous Tone) и векторной — LW (Line Work) частей. Этот формат нужен для того, чтобы конвертировать файлы, принимаемые из других систем; в нем же выполняется треппинг.

Третий формат — однобитный TIFF, где мы уже задаем параметры и тип растрирования. В данном случае, например, можно использовать Crossfield Quality screening, PСС screening и стохастику. Возможно и применение пакета Agfa Balanced screening, который поставляется дополнительно, оптимизированным под конкретное выводное устройство Agfa.

МЭ: Итак, существуют три формата представления данных: векторный, двухслойный и однобитный TIFF. Есть ли необходимость в использовании всех трех форматов?

А.Д.: Можно сказать, что такой набор форматов сложился исторически. Сначала применялся двухслойный формат PCC PSTI, на котором выполнялись операции треппинга, из которого достаточно просто выводилась цветопроба (получить цветопробу в этом случае проще, чем из однобитного TIFF), и в этом же формате выполнялся спуск полос. Для задания монтажей применяется простая система создания прокси-файла в формате EPS, с которым и осуществляются операции спуска полос и размножение с отступом (Step-and-Repeat).

Все было бы хорошо, но в двухслойных форматах возникают проблемы с качеством, например проблема границ между растровой и векторной частью: когда разрешение значительно различается, на границе возможно появление артефактов. Для решения этих проблем в Nexus предусмотрены режимы обработки, условно называемые Classic, Gold и Platinum, которые устанавливают параметры обработки границ между растровой и векторной частями. В режиме Platinum на границе растровая часть будет растрироваться практически с разрешением векторной части.

Кроме того, векторная часть — это, по сути дела, индексированный файл. В ней содержится таблица цветов, которая значительно увеличивается, когда в работе присутствуют сложные градиентные заливки, в которых имеется огромное количество оттенков. Это приводит к существенному росту размера файла. Чтобы избежать этого, возникает естественное желание отправить градиенты в CT-часть. Именно так эти вопросы в Nexus и решаются.

Очевидно, что спуск полос на векторной части делать эффективнее. Если необходимо размножение с отступом сложных элементов, то нельзя сказать однозначно, эффективнее ли отрастрировать один раз и потом делать Step-and-Repeat или нет, но если речь идет о спуске полос, когда нет повторяющихся элементов, то на векторной части его сделать быстрее.

Есть еще такой аспект как поворот. При работе с этикеточной и упаковочной печатной продукцией достаточно часто необходимо делать повороты на углы, некратные 90° и это однозначно быстрее делать в векторе. Выполнение таких поворотов на растровом слое будет требовать больших ресурсов. Для этих целей в Nexus и был добавлен векторный формат OPPO.

МЭ: Зачем для внутреннего представления данных нужен третий формат — однобитный TIFF?

А.Д.: Самый простой пример — это печатная продукция для фармацевтической индустрии. Например, в Европе этикетки для лекарств должны быть совершенно одинаковыми — точка в точку. Если мы делаем монтаж и упаковки ложатся «голова к голове», то углы поворота растра и розетка будут иметь отличия. Поэтому спуск полос производится на основании данных однобитного отрастрированного TIFF-файла, в который заложены все параметры растрирования. Таким образом, мы получаем требуемую точность печати на упаковке.

Благодаря наличию вышеназванных трех форматов можно выбирать стратегию обработки задания в зависимости от его характера. Из каждого формата можно выполнить пробу в формате DCS, EPS, PDF, PS или композитном TIFF. Понятно, что, при получении пробы из однобитного TIFF может появиться вторичный муар.

МЭ: В каком направлении Artwork Systems развивает свои системы? Чего следует ожидать в новых версиях?

А.Д.: Все описанные возможности уже были реализованы в RIP от PСС. После покупки PCC компанией Artwork необходимо было обеспечить интеграцию систем. И первые варианты такой интеграции появились в 6-й и в текущей версии 6.5 в виде модуля Nexus Import. В ядро интерпретатора от PCC добавили поддержку ArtPro, то есть, имея на входе формат PostScript или PDF, на выходе мы получаем ArtPro. Так появился четвертый вариант представления данных — это внутренний формат ArtPro. Над ArtPro-файлом мы можем выполнять в Nexus практически все те операции, которые мы выполняем в ArtPro, но только в серверном варианте. Этот блок, который стоит практически столько же, сколько RIP, называется Nexus Processor.

Сейчас тестируется бета-версия ArtPro 7; летом, видимо, будет выпущена 7-я версия Nexus — так что основные нововведения скоро станут известны. В частности, в седьмой версии будет схема лицензирования, требующая регистрации через Интернет.

МЭ: Возвращаясь к системе, расскажите, пожалуйста, с чем непосредственно работает оператор и какие возможности предоставляет система?

А.Д.: Оператор может строить схемы прохождения заданий через систему, добавляя необходимые параметры трепппинга, спуска полос, растрирования, цветопробы и т.п. Схемы могут быть достаточно сложными, и оператор осуществляет контроль на каждом этапе.

Оператор также контролирует «мониторы» — очереди входных заданий и очереди на процессы, которые обслуживает система (очередь на треппинг, очередь на интерпретацию и т.д. — на обработку любым из модулей).

Кроме того, оператор может контролировать системные процессы и выполняемые операции. Можно отслеживать, какие модули есть в системе, и часть из них — дублировать. Например, можно размножать модуль Assembler, который выполняет растрирование (создает однобитные TIFF из векторного или из растрового PSTI). Тогда будут одновременно растрироваться несколько сепараций, например маджента и циан. Другой процесс, который может потребовать дублирования модулей, это Proof — растрирование и вывод на цветопробу. Дублирование может быть востребовано, например, когда у нас есть два цветопробных устройства. Таким образом, мы можем заниматься распределением нагрузки.

МЭ: Какие операции требуют участия администратора системы и чем отличаются его функции от функций оператора?

А.Д.: Большинство шаблонов для работы с Nexus Processor и NexusEditor хранятся в готовом виде и могут быть отредактированы и дополнены для выполнения специфических задач. Построение workflow для этих модулей требует мышления программиста, поэтому обычно эту задачу выполняет администратор.

Работе с Nexus довольно просто обучить оператора, который уже работал с RIP от Agfa, Creo, Heidelberg, чего не скажешь о работе с Nexus Processor. Во-первых, в этом случае требуется знание работы ArtPro, а также необходимо тщательно планировать свои действия. Например, рассмотрим, как задается в ArtPro треппинг. Сначала мы задаем его типы — отдельно для цвета, для черного, для треппинга с растром, отдельно для CT, LW, градиентов и прозрачностей, а также тип сшивок. Затем мы выделяем те части изображения, к которым хотим применить треппинг — в данном случае весь файл, и программа рассчитывает матрицу сочетаний цветов и предлагает параметры для перекрытия. На этом этапе необходимы глубокие знания принципов треппинга, поскольку в дальнейшем он будет выполняться автоматически, согласно заданным вами параметрам.

Администратору предстоит работа с модулями построения workflow, схемы которого хранятся в достаточно понятном для программиста виде. В системе реализована схема управления правами (User Managment), позволяющая определять пользователей и группы с оговоренными правами.

Оператор же работает с уже готовыми схемами workflow и выполняет изменение лишь необходимых установок, например параметров растрирования, или переназначение цветов. Кроме того, оператор управляет очередями. На любом из этапов выполнения задания можно изменить параметры и запустить дальнейшую обработку именно с этого момента.

В системе реализована автоматическая отсылка сообщений оператору по электронной почте о выполнении очередного этапа обработки задания. Оператор может когда угодно приостановить процессы с сохранением текущего состояния. В случае отключения питания после перезагрузки системы можно продолжить обработку заданий с момента, на котором работа была прервана.

МЭ: Известно, что в ArtPro и Nexus реализованы развитые средства треппинга. Не могли бы вы продемонстрировать их работу?

А.Д.: Рассмотрим, например, работу с треппингом модуля NexusEditor. Предположим, мы хотим посмотреть, что у нас получилось после растрирования и треппинга. В этом случае мы смотрим PSTI-файл — мы можем включать и выключать различные варианты представления CT- и LW-частей, посмотреть процентовку, задать зонный треппинг. Можно установить конкретные параметры для различных сочетаний цветов, поменять толщины, определить, растрировать ли вектор к растру, растрировать ли внутри растра.

Достоинство растрового треппинга — наличие прозрачности. В графической модели векторного треппинга тоже заложена прозрачность, но работа с ней потребует большого количества ручных операций. После изменения параметров мы можем заново перестроить треппинг без повторного перерастрирования задания.

Одна из уникальных особенностей системы — обратный треппинг, который требуется при печати по металлу. В этом случае используются очень жидкие краски, и необходимо не перекрытие красок, а, наоборот, наличие зазоров между ними. Система позволяет выполнять этот треппинг автоматически.

МЭ: Ни одна система, как известно, не работает безошибочно. Как разрешаются ситуации со сбойными файлами и конфликтами workflow?

А.Д.: Одна из отличительных черт компании Artwork Systems состоит в том, что достаточно часто — примерно раз в квартал — выпускаются серьезные обновления. При возникновении каких-либо проблем необходимо сохранить workflow и затем вместе с проблемным файлом выложить автоматически сгенерированный отчет на ftp-сервер компании Artwork. Такие ситуации возможны, поскольку система открытая и работает с огромным количеством устройств. Инженеры компании воспроизведут ситуацию и либо выдадут соответствующие рекомендации по ее решению, либо выпустят необходимый апдейт. У Artwork собственное ядро, и благодаря этому компания может быстро реагировать на замечания и выпускать необходимые обновления.

МЭ: Перейдем к ArtPro. Верно ли, что ArtPro позволяет импортировать для редактирования любой PS-файл?

А.Д.: Конечно, не любой. Кто же знает, что иной раз запишут в PostScript?! Корректнее будет сказать — большинство. Можно импортировать композитный файл, а также сепарированный, преобразовав его в дальнейшем в композитный. Можно установить опции для обработки информации о шрифтах, цветах и градиентах. Реализована своя схема распознавания градиентов из Illustrator, FreeHand или QuarkXPress, благодаря чему их теперь можно редактировать. В версии 6.5 появилась возможность распознавать заливки PostScript 3 Shading Fill.

MЭ: Известно, что технология FlexoCall, разработанная для ArtPro и внедренная в Nexus, позволила решить насущную проблему флексографской печати — искажение тоновой передачи из-за большого растискивания. Расскажите, пожалуйста, что это за технология.

Игорь Сидоров: Флексографии свойственна большая величина растискивания — в среднем 15-20 микрон. Так, для получения при печати 50-процентной точки обычно ее выводят на фотоформе 30-процентной. К чему это приводит? К сужению тонового диапазона. Точки до 2-3 или, может быть, 5% в светах совсем вымываются либо отрываются в процессе печати, поэтому во флексографии их и не пытаются воспроизвести, а в результате тоновый диапазон сокращается еще больше. Если теоретически мы должны получать, например, 128 оттенков, то на практике получаем 80 и меньше.

При использовании технологии FlexoCall производится программное уменьшение точки на негативе. Эта технология основана на свойстве пленок с «жесткой» точкой при переэкспонировании увеличивать ее размеры. А поскольку процесс этот стабилен, то и при калибровке мы можем измерить и точно выставить необходимую нам величину компенсации. На пленку мы выводим 50% как 50%, но за счет переэкспонирования у нас 50% превращаются в 30%. Аналогичным образом уменьшаются и все остальные точки. А в процессе печати за счет растискивания 30% опять превращаются в 50%. Таким образом, эта методика позволяет реально компенсировать растискивание во флексографии.

Растискивание сказывается не только на растровых элементах, но и на векторных, особенно это касается маленьких букв и штрихов — FlexoCall повышает качество воспроизведения таких элементов.

Кроме того, специалисты компании Artwork промерили и встроили в NexusRIP 16 типов кривых компенсации для разных материалов и типов печати. Теперь вся калибровка сводится к тому, что вы делаете пробный оттиск, определяете, какой тип материалов вы используете, и выполняете калибровку по заданным параметрам растискивания.

MЭ: В чем суть технологии Nexus PlateCell, которая также улучшает качество флексографской печати?

И.С.: На оттисках вокруг букв или плашек иногда появляется так называемый эффект гало — обводки. Если же мы на плашку нанесем мелкий растр (меньше величины линиатуры), то на печатающем элементе у нас появится сетка штрихов, чья глубина намного меньше, чем высота самих печатающих элементов. Такая сетка препятствует образованию избытка краски, что позволяет избавиться от гало. Углы наклона линий этого растра и линиатура должны определенным образом соотноситься с типом анилокса и учитываться в RIP.

МЭ: Каково предназначение основных модулей системы и в чем плюсы интеграции Nexus и ArtPro?

А.Д.: NexusEditor — это приложение, определяющее, в каком приложении должен редактироваться тот или иной файл и запускающее его. Если файл, например, записан в формате ArtPro, то для редактирования будет запущено приложение ArtPro, где можно редактировать текст, форму векторных объектов и пр.

Nexus Processor оптимален для серверного выполнения таких операций, как оптимизация, печать, импорт в ArtPro, нелинейная трансформация (Grid Wrap) — когда этикетка трансформируется под форму бутылки — и др.

При допечатной подготовке этикеток и упаковки очень важно сделать эффективный монтаж. ArtPro может выполнять спуск полос из файлов в своем формате, формате PostScript и данных, полученных из NexusLink, используя OPPO-представление либо растровое PSTI.

Существенно, что, работая в ArtPro, мы можем уже при разработке этикетки или упаковки задавать множество параметров для Nexus. Например, мы можем выполнить готовый монтаж, задавая для каждого элемента тип растрирования, угол поворота растра, форму точки. ArtPro дает возможность манипулировать такими параметрами, как PlateCell, и параметрами гибридного растрирования.

ArtPro хорош тем, что, кроме стандартных установок печати — формата, обрезных крестов, шкал, компенсационных кривых, управления цветоделением, переназначения цветов и прочего, в нем есть еще масса настроек для различных систем вывода. Например, кэширование форм - одни RIP понимают лучше, другие — хуже; в ArtPro эти установки есть и они настроены под совместное использование с Nexus.

Более тесная интеграция с Nexus будет достигнута в 7-й версии ArtPro. Графическая модель ArtPro основана на использовании прозрачности, а поскольку в PostScript прозрачности нет, то всю прозрачность необходимо обсчитать на стадии генерации PS. На данный момент прозрачность пересчитывается только при записи сепарированного файла, и, кстати, большинство пользователей, работающих во флексографии, используют сепарированные PS-файлы. В седьмой версии можно будет получить композитный PS с пересчитанными прозрачностями. Однако переход на композитный workflow займет еще несколько лет. Может быть, это подстегнет компанию Adobe, которая создает приложения, генерирующие такие файлы, но не занимается разработкой ядра растрового процессора, в котором они бы корректно обрабатывались.

Мир Этикетки 5'2003

Похожие статьи