Этикетки на военную тему
Ярослав Бокарёв, независимый эксперт
… 22 июня, ровно в 4 часа, Киев бомбили, нам объявили, Что началася война…
С начала Великой Отечественной войны прошло 70 лет. Для ветеранов — это недавняя, для молодежи — давно прошедшая, а для России — незабываемая дата: 22 июня 1941 года. Ассоциативный ряд, который связан с войной, у каждого поколения свой, но у всех в нем присутствует черно-белая хроника ухода на фронт и возвращения победителей, которую показывают по телевизору во время этого Дня памяти. Из водочных этикеток, выпущенных намного позже, тоже можно сложить своеобразную историю событий тех военных лет.
Из речи диктора Юрия Борисовича Левитана: «…не предъявляя какихлибо претензий, не объявляя войны, нарушив пакт о ненападении, войска гитлеровской Германии утром 22 июня 1941 года перешли границу Союза Советских Социалистических Республик и вторглись в пределы нашей Родины». В 12 часов того же дня по Всесоюзному радио выступил Народный комиссар (ранг министра) иностранных дел СССР Вячеслав Михайлович Молотов с сообщением: война! Относительно позиции Сталина ныне существует две точки зрения: официальная: он хотел выдержать паузу и сообщить об уже несомненных победах наших войск — и неофициальная: Сталин попросту был в истерике, когда понял, что Гитлер его перехитрил.
Рис. 1. В этой этикетке к войне имеет отношение только слово «Мороз»
«Мы долго молча отступали»… Несмотря на отдельные очаги мужественного сопротивления наших войск летом и осенью 1941 года, неся колоссальные потери и в технике, и в живой силе (одних только пленных немцы взяли более 3 млн чел.), нам удалось познакомить полетнему обмундированных немцев с генералом «Морозом» (рис. 1) уже на подступах к Москве. Тогда появился знаменитый лозунг: «Отступать некуда, «за нами Москва!» (рис. 2). Позднее, уже после войны, была выпущена водка с таким названием, а пока «для сугреву», да и для храбрости перед атакой солдату полагалась наркомовская норма — «Фронтовые 100 грамм» (рис. 3). Кто там мелочился: чего 100 грамм — водки или спирта? Не до этикеток тогда было.
Рис. 2. В память о защитниках Москвы
Рис. 3. По форме этикетка напоминает медаль
Когда от нашего легендарного агента в Стране Восходящего солнца Рихарда Зорге стало доподлинно известно, что Япония не нарушит, как Германия, подписанного с нами пакта о ненападении, с Дальнего Востока, из Приморского края под Москву были переброшены хорошо обученные и позимнему обмундированные «Сибирские дивизии» (рис. 4). Получив такое подкрепление, 5 декабря 1941 года наши войска перешли в наступление под Москвой и отбросили немцев от столицы на 150200 км. Впервые был развенчан миф о непобедимости армии фашистов.
Рис. 4. Сибирские дивизии защищали Москву
Рис. 5. В оформлении этикетки с персонажем из песни «Катюша» нашлось место и ордену Победы
Но война, тяжелая, кровопролитная, только начиналась. Милая, обаятельная «Катюша» (рис. 5), та самая, которая раньше выходила в поисках милого «на берег крутой», теперь, после окончания курсов снайперов («не дыша, ровная мушка, плавный спуск»), шла на передовую и занимала заранее подготовленную огневую позицию — бить немцев. В наших войсках стало больше знаменитых танков «Т34» (рис. 6). Этот танк Уинстон Черчиль, премьерминистр Великобритании, не питавший особых симпатий к СССР (он говорил: «Если бы нужно было заключить союз против Гитлера, я бы заключил его даже с самим дьяволом»), вынужден был признать Т34 лучшим танком Второй мировой войны. Повсеместно на фронтах стала действовать другая «Катюша» — совершенно новый вид вооружения: реактивные минометы, установленные на грузовых автомашинах. Стреляли эти «Катюши» по площадям термитными снарядами и наводили панический ужас на немецких солдат.
Рис. 6. Этикетка к водке «Т-34»
21 мая 1942 года в Красной Армии (тогда она называлась Советской) были восстановлены гвардейские звания частей, которые давались за особые боевые заслуги в борьбе с немецкими фашистами (рис. 7). В этом же тяжелом для нашей страны 1942 году Главнокомандующий вооруженными силами Советского Союза Иосиф Сталин подписал жесткий приказ № 227 «Ни шагу назад!» (рис. 8). По этому приказу во второй от линии фронта полосе наших окопов располагались пулеметчики спецподразделений, которые расстреливали всех своих отступавших солдат…
Рис. 7. Этикетка к водке «Смоленская. Гвардейская»
Рис. 8. Подпись под портретом можно не ставить — узнаваемость стопроцентная
Зимой 19421943 годов советские солдаты бились с немцами насмерть в окопах Сталинграда, отстояли его, а потом, перейдя в наступление, окружили 22 немецкие дивизии и взяли в плен 91 тыс. немецких солдат и офицеров во главе с фельдмаршалом Паулюсом. Подвиг советских солдат увековечен в городе Сталинграде (после войны он был переименован в Волгоград) памятником работы знаменитого советского скульптора Евгения Вучетича (1908—1974) «Родинамать зовет!» (рис. 9).
Рис. 9. Этикетка к водке«Родина-мать зовет»
В августе 1943 года после ожесточенных боев на Прохоровском поле Курской дуги удалось остановить наступление фашистов. Эта нелегкая победа обеспечила нам коренной перелом в общем ходе войны. Но еще не конец ее — впереди были почти два года боев. Позднее, уже после войны, пели:
… Путь для нас к Берлину, между прочим,
Был, друзья, не легок и не скор,
Шли мы дни и ночи, трудно было очень,
Но баранку не бросал шофер…
Брест, Варшава, Берлин — «Бравый русский» (рис. 10) солдат прошел долгий путь и в мае 1945 года штурмом взял Берлин, где «Два друга» (рис. 11), русский Егоров и грузин Кантария, водрузили красное знамя Победы на немецком рейхстаге. Германия капитулировала, Великая Отечественная война закончилась, солдатам выпала удача передохнуть. Рядовые получали медали, офицеры — ордена, генералы — и ордена и медали. А особо отличившиеся маршалы, командовавшие целыми фронтами, получили право поносить орден Победы. Поносить, потому что по статусу этот орден, украшенный россыпью бриллиантов, после смерти награжденного полагалось вернуть в Государственный Алмазный фонд. Всего было награждено 17 человек. Последняя точка в той войне была поставлена 24 июня 1945 года: в Москве на «Красной площади» (рис. 12) состоялся «Парад Победы» (рис. 13).
Рис. 10. По цветовому оформлению данную этикетку можно отнести к Первой мировой войне
Рис. 11. Этикетка к водке «Два друга»
Рис. 12. Этикетка к водке «Красная площадь»
Рис. 13. Коллажность в оформлении не идет на пользу этикетке
Рис. 14. Этикетка водки к празднику День Победы
Рис. 15. Этикетка водки к празднику День защитника Отечества
Сергей Юльевич Витте (1849—1915), видный государственный деятель Российской Империи, инициатор государственной винной монополии (1894 г.), часто повторял слова Александра III: «У России есть только два союзника: армия и флот». А древние до сих пор учат нас: «Если хочешь мира, готовься к войне» (“Si vas pacem, para bellum”). Поэтому мы отмечаем День Победы (рис. 14), «День защитника Отечества» (рис. 15), делаем межконтинентальные ракеты «Булава» и даже продаем другим странам наши сверхзвуковые истребители и знаменитые вертолеты «Черная акула» (рис. 16), а 2 августа, во время празднования дня ВДВ (Воздушнодесантных войск), во всех парках Москвы гремит тост: «За ВДВ!» (рис. 17). Иные настали времена… Но броня крепка и танки наши быстры!
Рис. 16. Изображение истребителя на этикетке
Рис. 17. Этикетка водки «За ВДВ!»
Этикетки из коллекции автора
Мир Этикетки 6'2011
|