Всё об этикетках

Беседа о флексокрасках

 

Беседа о флексокрасках

В упаковочной индустрии флексографская печать по сравнению с офсетом и цифрой занимает лидирующее место.
Несмотря на сложности нынешнего периода, Россия продолжает оставаться одним из самых привлекательных рынков сбыта не только флексографского печатного оборудования, но и расходных материалов для него. О главном расходном материале для флексопечати, а именно о красках нашему журналу рассказал региональный руководитель технологической службы красок для гибкой упаковки компании Siegwerk Стефан Хоперский.

 

КомпьюАрт: Давайте сначала дадим классификацию красок для флексопечати.

Стефан Хоперский: Современная классификация печатных красок основывается на типе закрепления самих красок на субстрате: физическое, химическое либо смешанный тип.

К краскам физического закрепления относятся водные и сольвентные (NC, PVB, PU, PA) системы.

К краскам химического закрепления относятся системы UV и лучевого (ЕВ) отверждения.

Двухкомпонентные системы, в которых первичное закрепление происходит за счет испарения растворителя, а конечное отверждение — за счет химической реакции с отвердителем, относятся к системам смешанного типа закрепления.

 

Что касается исключительно красок для производства гибкой упаковки на основе полимерных пленок, то наиболее распространенными являются сольвентные краски физического типа закрепления  на основе нитроцеллюлозных, полиуретановых и полиамидных смол. Они же, в свою очередь, подразделяются на краски для фронтальной, межслойной печати или относятся к так называемым универсальным краскам.

КА: Правильный выбор комбинации «запечатываемый материал — печатная краска», определяемый оптимальным уровнем их печатно-технических свойств, экономическими и производственными показателями, во многом обусловливает качество продукции. Какие советы можно дать технологу типографии при выборе краски?

С.Х.: Безусловно, правильный выбор красок непосредственно влияет на качество произведенной упаковки. Зачастую компании сталкиваются с серьезными трудностями при производстве, казалось бы, достаточно простой по структуре упаковки либо продукции, впервые выпускаемой типографией. Причиной становятся не до конца просчитанные составляющие процесса.

Прежде всего необходимо четко определиться, для каких работ, структур (фронтальная печать, ламинаты) вам необходимы краски, что будет упаковываться, существует ли вероятность миграции агрессивных составляющих продукта и, конечно же, какие требования к продукции выдвигает конечный заказчик (COF, светостойкость, прочность ламинации упаковки, термостойкость и т.д.). При наличии ответов на большинство вопросов технолог совместно со специалистами производителя красок сможет сделать правильный выбор, учтя все нюансы производственного процесса и обойдя подводные камни.

КА: Ассортимент различных пигментов при изготовлении краски в флексографском способе печати весьма разнообразен, что обусловливает широкий спектр их применения при выпуске продукции. Как сделать упаковку яркой? Как подбирается цвет краски при ее заказе?

 

С.Х.: Большинство оттенков воспроизводятся, передаются при наложении триадных (процессных) красок  CMYK, а также существует ряд дополнительных базовых цветов. В случае необходимости создания специальных, фирменных (брендовых) цветов специалисты компании Siegwerk на основании данных о печатном процессе заказчика и наличии эталонного образца создают индивидуальный, необходимый заказчику цвет. Основным требованием при производстве «фирменных» цветов является высокая точность (ΔE не более 1 и практически полное отсутствие метамеризма).

КА: Печатные краски состоят в основном из красящих веществ (пигментов или красителей), связующих веществ, вспомогательных средств и добавок, растворителей. Какие расходные материалы дополнительно предлагаются к флексокраскам на рынке — добавки, растворители и т.д.?

С.Х.: Наша компания — не сторонник продажи всевозможного рода добавок к краскам, поскольку зачастую по причине малых процентов добавления и условий смешения на производстве высока вероятность получения противоположного результата.

При правильно проанализированном технологическом процессе заказчика, с учетом особенностей используемых им материалов, краска на производство поставляется в так называемом готовом виде, не требующем введения дополнительных компонентов для корректировки свойств. Безусловно, такие составляющие процесса, как растворитель и осветлитель, являются обязательными компонентами и всегда поставляются вместе с краской.

КА: Флексографские печатные краски переносятся на эластичную печатную форму через красочный аппарат, состоящий из камерракельной системы с растровым валиком. Регулировка вязкости краски особенно важна для достижения высокого качества печати. Как добиться оптимальной вязкости краски в процессе печати?

С.Х.: Вязкость красок влияет на качество печати и насыщенность получаемого оттиска. Вязкость не должна быть излишне высокой либо низкой. Рекомендуемый диапазон составляет 18-25 с по воронке 4 мм в зависимости от типа краски и формы (растр, плашка).

Во избежание ошибок во время корректировки вязкости красок мы всегда рекомендуем предварительно акклиматизировать краску до температуры печатного цеха, тщательно размешать ее, добавить небольшое количество растворителя, залить в машину и вывести до рабочей вязкости по истечении 5-10 мин нахождения краски в печатной секции. Это объясняется тем, что в красочной системе печатной машины краска нагревается и, как следствие, падает вязкость без добавления растворителя. Таким образом, можно грамотно рассчитать коэффициенты разбавления краски.

 

КА: В многокрасочной печати применяют промежуточную сушку, так как печать «сырое по сырому» ведет к переносу предыдущей нанесенной краски в следующий красочный аппарат. Какие рекомендации можно дать технологам типографии для исключения этого явления?

С.Х.: В данном случае помимо температур, требуемых для удаления растворителя, существенную роль играет воздухообмен в сушках. Даже при низких температурах, но высоком воздухообмене всегда получается хорошо высушенная красочная пленка — в противном случае (высокая температура, отсутствие воздухообмена) очень высока вероятность получения недосушенного красочного слоя. Об этих элементарных правилах стоит помнить всегда — это поможет исключить ряд таких проблем, как отмарывание либо выщипывание краски на оттиске.

КА: В флексографской печати решающую роль играет тип растворителя. Он испаряется после нанесения на запечатываемую поверхность за счет подвода тепла. В результате на оттиске остается сухая красочная пленка. Как подобрать растворитель для конкретного заказа, например для печати этикеток на самоклейке или печати на пленке?

С.Х.: Сегодня наиболее распространенным растворителем для флексографских красок является смесь пропанола с пропилацетатом в соотношении от 80 на 20 до 95 на 5. Для корректировки печатных свойств можно использовать как ускорители, так и замедлители. Дать некий универсальный состав растворителей весьма затруднительно, поскольку здесь оказывает влияние состав используемой вами краски и тип печатных элементов (растр, плашка или совмещение обоих элементов на форме). И в зависимости от состава и типа печатных элементов может потребоваться разбавление как стандартным растворителем, так и его смесью с замедлителем.

Мир Этикетки 6'2010

Похожие статьи