Всё об этикетках

Парадоксы водочных этикеток

 

Парадоксы водочных этикеток

Ярослав Бокарёв, независимый эксперт

С точностью часового механизма на прилавках магазинов появляются всё новые и новые спиртосодержащие жидкости с различными этикетками. Они выпускаются разными заводами из далеких и близких областей нашей страны, каждая этикетка должна блеснуть, понравиться покупателю, обеспечить «маржу». Посмотрим, какие же этикетки сегодня предпочитают производители.

Эпатаж

«Настоящая», золотая, серебряная и платиновая водка уже была. «Каждому СВОЯ» водка, будь она «Белозерская», мягкая или даже сказочная «живая», — не ново, ибо она вся живая. Не удивляют «Ржевка», «Самсонов» и многие другие. И вдруг на стандартного размера (110Ѕ80 мм) белой водочной этикетке покупатель издали замечает две большие печатные буквы: Ё и П! Подойдя ближе, можно прочитать прописной текст над ними: «Ёлыч Палыч». Уф! Отлегло, а с первого­то взгляда… Да­а­а! Хитры еще на выдумки российские  художники и дизайнеры, а руководители некоторых ликероводочных заводов очень благосклонно относятся к их изыскам.

 

Рядом на полке бутылка с другой этикеткой, бьющей в самую десятку покупательской души не только картинкой, на которой изображен гаишный старшина на посту, но и «стреляющим» названием: «Друг народа». Ни больше, ни меньше! Конечно, еще В.В. Маяковский во всеуслышание заявлял:

Ну, а класс­то

жажду заливает квасом?

Класс — он тоже

выпить не дурак.

Так что знайте, уважаемые читатели и почтенные покупатели, раньше только предполагалось, что она — «Родная», теперь же установлено документально: она — друг. Правда, иногда встречается гнусное прозвище — «Злодейка с наклейкой», словно она сама водит руками подвыпивших дураков. Всё зависит от того, к кому попадет этот продукт: умный пьет для того, чтобы стало хорошо, а глупый — пока не станет плохо. Еще говорят, что водка — это волшебная жидкость, которая превращает черную тоску в белую горячку. Во всем, стало быть, нужно знать меру. А некоторые добавляют: а то можно выпить меньше.

 

Обманки

В живописи термином «обманка» обозначают имитацию чего­либо, основанную на зрительной иллюзии, — например мастерски написанное на холсте тканое полотно, шелк, бархат или другие предметы, которые даже вблизи хочется потрогать рукой, и только на расстоянии нескольких сантиметров (!) становится понятно, что это обманка. В этикетках такой прием гораздо грубее: например, на наклейке написано «Трехрублевая водка», а посмотришь на ценник — там иные цифры: 96 руб. На этикетке другой поллитровки сверху крупными буквами напечатано: «Дешевая», а по последнему постановлению нашего правительства цена стандартной бутылки водки емкостью 0,5 л не может быть менее 89 руб. Вот тебе и «Дешевая»…

Водка «Лужковская» — тоже «обманка», так как названа она вовсе не в честь прославленного мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова, а по месту изготовления — поселка Лужковский Тульской области.

 

В память о старых ценах

Многие заводы наперебой хвалят свою продукцию, наивно полагая, что оригинальное название привлечет внимание покупателя. Так появляются «Белый эликсир», «Царь­водка», «Ласка», «Благодать», «Царский лекарь», «Беспохмельная», «Необыкновенная», «Целебная» и даже «В кредит».

Пожалуй, в год тигра по восточному календарю популярностью должна пользоваться водка «Удача» с полосатым хищником на этикетке. Правда, не очень понятно, кому удача. По нашему мнению, вариантов ответа может быть три:

•    мужик принял на грудь, повстречал тигра, но спасся от него и остался жив;

•    удача улыбнулась тигру, и такое бывает;

•    покупатель встретил 2010­й, год тигра, с этой бутылкой на столе, а значит, все 365 дней ему будет сопутствовать госпожа Удача.

Встречаются и водочные этикетки, вызывающие ностальгические воспоминания, например с цифрами «3,62» и «4,12». Для молодых покупателей и пожилых склеротиков напоминаем, что водка по цене 3 руб. 62 коп. «с посудой» (так писали тогда на этикетках) появилась во время второго послевоенного повышения цен на продукт «повседневного спроса».

Во время Великой Отечественной войны государственная цена на водку составляла 20 руб. 12 коп. за пол­литровую бутылку с коричневой сургучной пробкой и 24 руб. 12 коп. — «с белой (сургучной же) головкой». После первого повышения цен водка «Московская особая» в бутылке 0,5 л стоила 2,87 руб., а «Столичная», более качественная, чем «Московская», оценилась Правительством СССР в 3,07 руб. После второго повышения цен стоимость водки ненадолго задержалась на уровне 3,62 руб. (водка «Попрыгунья») и 4,12 руб. — водка «Экстра». Ушлые мужики тут же расшифровали по­русски иноземное слово: «Эх, Как Стало Трудно Русскому Алкоголику».

 

Персоны

Да не просто персоны, а VIP­персоны, то есть приближенные к небожителям. Возглавляет этот список Владимир Владимирович Путин, премьер­министр Правительства Российской Федерации. В честь этого знаменитого политического деятеля продается «Старорусская» водка с его портретом. Выпускается и пользуется заслуженным уважением «пивцов» водка «Путинка», которая разработана «по любимому рецепту» (возможно, самого Путина): и классическая, и кедровая, и с перцем на меду (последняя, говорят, очень помогает и при простуде, и при гриппе, и от бессонницы).

Этикетки в честь почивших в бозе, как писали при проклятом царизме, вождей Советского Союза напоминают нам о Ленине, Сталине, Ворошилове, Брежневе. Нет только водки с портретом Никиты Хрущева — видимо, не заслужил. А может, производители боятся, что ее не будут покупать. Очень уж память о нем осталась неоднозначная: может, из­за Крыма, отданного Украине, а может, из­за кукурузы.

 

«Медведизм»

В русских народных сказках заяц­трусишка скачет под елочкой, хитрая лиса Патрикеевна идет по следу зайца. Даже волк, сердитый, серый, порою пробегает. А медведь Косолапый, Михаил Иванович, строгий, но справедливый лесной и судья, и прокурор, и «Хозяин тайги» тихо посапывает в теплой «Берлоге», мирно посасывая свою лапу. Правда, встречаются, хоть и редко, медведи, не успевшие нагулять за лето жир и потому не залегшие на зиму в берлогу. Таких называют «Медведь­шатун», зимой они рыщут по лесу в поисках пищи. От них пощады не жди — голодный медведь имеет скверный характер и буйный нрав.

 

Еще говорят, что в «заповедных и дремучих страшных Муромских лесах» живет «Медведь Президентский», но его в природных условиях средней европейской полосы России пока никто не встречал. Видели только этикетку такой водки.

По рассказам бывалых охотников, когда встречаются два медведя да примут по штофу водки на душу (медвежья мера для начала устного контакта — 1 штоф = 1,23 л), завязывается у них разговор. Один другого спрашивает:

— Миша, ты меня уважаешь?

— Конечно, Михал Потапыч, — отвечает собутыльник, — даже больше, я тобой горжусь!

Только на каком языке звери ведут беседу, не ясно. Этот секрет наверняка знают те, кто создал этикетку водки «Поговорим» с силуэтами двух медведей, но они о том молчат, храня великую тайну.

 

Названия водок с медведями на этикетке могут перекликаться с фамилиями известных политических деятелей: «Большая медведица», «Добрый медведь», «Берложная водка» и просто — водка «Medwedeff». На этикетке последней  изображен профиль хозяина тайги, но если есть «Старорусская» водка с портретами Сталина и Путина на этикетке, то вполне возможна,  по нашему мнению, и водочная этикетка с портретом действующего президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева. Ждем­с.

 

Этикетки из коллекции автора

Мир Этикетки 6'2010

Похожие статьи