Шелков восторг и вдохновенье…

 

Шелков восторг и вдохновенье…

Наталия Боголюбова, канд. филол. наук, Анна Фомичева, журналист, культуролог

Выделка шелка

Рим узаконил профессию и гильдии ткачей

Первый трактат о шелкоткачестве

Гильдия мастеров набойки

Знак качества в ткачестве и его рождение

Дантон, Жаккар, Оберкампф — изобретатели ткацких станков

 

Выделка шелка

Разработанный в Китае в III тысячелетии до н.э. процесс выделки шелка был сложнейшим, а технология крашения в неизменном виде использовалась до XVII века. Сначала шелковую пряжу в течение семи дней вымачивали в специальном составе, потом сушили, подвесив ее в тени в полуметре от земли. Затем снова опускали в воду, добавив пепел от дерева лан (из цветков этого дерева красильщики получали желтую краску), а также порошок перламутровых раковин. После вымачивания в таком составе шелк еще раз промывали и высушивали окончательно. Весь процесс контролировался представителями властей, поскольку от начальной выделки ткани зависело ее качество.

С давних времен в Китае существовала специальная государственная служба — по сути, министерство шелка. Была налажена система по оказанию помощи всем, кто выращивал шелковичных червей, осваивал технологию производства ткани и ее крашения. Регулировались также вопросы сбыта и ценообразования. Красители хранились в специальных государственных хранилищах и выдавались строго по необходимости. Все что нужно было китайцам для крашения ткани, росло у них под ногами, например красную краску получали из чертополоха, синюю — из листьев растения индигофера, а железы моллюсков давали краску всех цветов — от красного до фиолетового.

 

 

При раскопках на западе Китая, где раньше находились военные посты вдоль Великого шелкового пути, были обнаружены глиняные гробы. Найденные в них фрагменты шелковых тканей, в которые заворачивали тела умерших, поразили археологов свежестью и яркостью красок. А ведь эти захоронения относятся к династии Хань, то есть были сделаны более двух тысячелетий назад.

Подобные же по яркости и красочности ткани археологи неоднократно обнаруживали в древних захоронениях в разных частях Египта. В античные времена в Александрии, Антиохии, Иерусалиме и других городах работали мастера крашения, у которых были свои секреты окраски тканей. Уже в конце I века н.э. искусство крашения было распространено повсеместно. Но особенно прославились персы. Они владели богатейшей гаммой — от всех оттенков красного, желтого, синего, изумрудного до глубокого черного цвета.

В средневековой Европе использовалась китайская техника окраски тканей. Француз Шарпентье­Госсиньи писал в 1699 году в книге «Путешествие в кантон»: «Китайцы научили нас делать хлопок, бархат и муслин и красить их долговечными красками».

Переняли у китайцев основные секреты окраски ткани и византийцы. Переплетением красных, желтых и черных нитей они добивались поразительного великолепия шелков. Такие ткани с тонким золотым орнаментом и поныне хранятся в музеях и соборах. Даже если тканая основа материала уже истлела, почти разрушившись от времени, то краски до сих пор поражают своей яркостью. Во Флоренции в период Ренессанса было около 30 лавок, снабжавших ткацкие мастерские золотыми нитями, — так высока была потребность в подобном шитье. Эти нитки поступали из Персии, посредником выступал Кипр, а уже отсюда купцы доставляли товар в Рим. Только в XIX веке ученые разгадали секрет древних золотых ниток. Их получали, скручивая шелковую нить с тончайшей блестящей кожицей — мембраной с брюшка коров и овец, которая находится непосредственно под слоем меха животных.

В начало В начало

Рим узаконил профессию и гильдии ткачей

Первыми европейскими гильдиями ткачей следует считать византийские гинекеи — так наряду с женской половиной дома стали называть мастерские в Риме и Константинополе, где работали ткачихи, чаще всего рабыни. Довольно быстро эта профессия приобрела высокий статус и стала привлекательной и для мужчин. Были созданы и оформлены по закону своды правил для этой профессии, согласно которым она была признана наследственной. Уходить из цеха ткачей не разрешалось, сын обязательно наследовал мастерскую, все оборудование и саму профессию. Их в ткацком деле было в то время уже несколько: посредник по закупке сырья, специалист по технологии крашения тканей и ткач. Были также художники, занимавшиеся исключительно разработкой рисунка по ткани.

В начало В начало

Первый трактат о шелкоткачестве

Первый трактат о шелкоткачестве появился во Флоренции в XIV веке. В нем самым подробным образом рассказывалось о том, как надо мыть и вываривать шелк, как прясть нити, ткать и красить. Определялся и тип набивки ткани. Узор на ткань набивался с помощью печатных досок. На доске его вырезали вручную. Принцип набивного крашения пришел в Европу из Индии, где он издавна применялся для окрашивания ситцевых тканей. Да и сам ситец попал на европейский континент опять же из Индии. Уже в I веке до н.э. в Греции и Риме можно было купить индийские ситцы, а Плиний в своей «Естественной истории» пишет о египетском способе получения узорных тканей с помощью восковых протрав.

В начало В начало

Гильдия мастеров набойки

Учителями европейских ткачей были итальянцы. Гильдия мастеров набойки как самостоятельный цех в Италии существовала уже в XIII­XIV веках. Набивное производство тканей быстро развивалось и в Германии, где было собственное сырье — лен. Поскольку Германия отставала от Италии в ремесленном отношении, дорогих шелковых тканей здесь было немного, набивные же крашеные ткани выпускали на местном холсте. Центрами набивного производства ткани были Рейнская область и Мюнхен. Развивалось такое производство и в Нидерландах, а также во Фландрии.

 

 

В гильдию мастеров набойки в Антверпене входили миниатюристы, живописцы, резчики, скульпторы, мастера витражей. В некоторых городах в эту гильдию также записывали столяров. Центрами культуры были монастыри. В одном из них сохранился трактат, где описаны способы вырезания узоров на печатных досках, рецепты подкрахмаливания холстов и изготовления красок.

В XV­XVI веках на севере Европы наладили производство набивного бархата. Рисунок у него часто был такой же, как у итальянского двухворсного бархата, но наряду с цветочным орнаментом появились и сюжетные рисунки — изображения Христа, Мадонны с младенцем. Что касается печати или клейма мастерской­производителя, то ее впечатывали по краю отреза или церковного полотнища для аналоя.

В 1658 году на Сен­Жерменской торговой ярмарке появился ситец. После того как Кольберг, министр финансов при Людовике ХIV, основал Ост­Индскую торговую компанию, ввоз индийских ситцев в Европу вырос вдвое. Индийские набивные ткани стали широко использовать для обивки мебели, для занавесок, гардин, из них шили покрывала на кровати. Индийские ситцы упоминаются в описи имущества кардинала Мазарини, значились они и в наследном имуществе Мольера. Мастера­гугеноты основали мастерские в Марселе, Лангедоке, Провансе, Нормандии, которые работали на привозном индийском сырье. Искусными мастерами считались армяне — выходцы из Индии, в совершенстве владевшие секретами индийского тканекрашения.

В начало В начало

Знак качества в ткачестве и его рождение

В XV­XVI веках число ткацких мастерских в Италии и Франции быстро растет. В Лионе в XV веке насчитывалось уже 8 тыс. ткацких станков. Правительство всячески поощряло развитие производства шелка. Одновременно принимались законы, по которым ни один город не имел права выпускать ткань, не снабдив ее печатью, что гарантировало высокое качество товара и одновременно запрещало ставить свою печать на иностранные шелка.

Указом 1513 года ткачи были освобождены от уплаты всех податей и налогов, которые продолжали платить все остальные корпорации. В 1540 году Лион был объявлен единственным складским центром для всего ввозимого во Францию шелка. Была создана специальная комиссия по регламентации качества. Законодательно ввели контроль качества по всем видам тканей. Каждый рулон ткани снабжался узкой полосой с указанием имени мастера и прозвища, а также символа мастерской, ниже проставлялось название ткани, категория качества, количество нитей основы и пр. Готовый кусок осматривали старшины, определяя его добротность, после чего на него ставили печать.

В начало В начало

Дантон, Жаккар, Оберкампф — изобретатели ткацких станков

Дошедший до наших дней процесс ткачества разработали французы. Прорыв в ткацком деле произошел после того, как потомственный лионский ткач Дантон усовершенствовал ткацкий станок. Его изобретение значительно упростило и удешевило ткацкий процесс, снизив себестоимость тканей.

При оформлении тканей французы стали использовать рисунки известных художников — Ватто и Жило. Революция в оформлении обивочных тканей связана с именем Филиппа Лассаля (1723 — 1803). Именно он положил начало традиции применять рисунки венков и гирлянд. По рисункам Лассаля были изготовлены ткани для стен царскосельского дворца. Лассаль выпустил ткани, на которых были увековечены события русской истории, например ткань для обивки стен Чесменского дворца с изображением окончания русско­турецкой войны. В XVIII веке в Европе, пожалуй, не было ни одной резиденции коронованных особ, где для оформления интерьеров ни использовались бы ткани Лассаля, в том числе шелковые экраны с портретами.

Настоящий переворот в ткацком деле произошел в 1801 году, когда Жозеф Мари Жаккар (в честь него назван один из сортов ткани — жаккардовые) создал станок, позволяющий выпускать крупноузорные ткани — ковры, гобелены, скатерти. К 1812 году было продано 10 720 машин Жаккара, а к 1819­му они стояли уже на любой ткацкой фабрике в Европе, Америке и даже в Китае.

Еще одну революцию в ткацком деле совершил Христофор Оберкампф, который в 1799 году впервые применил печатание рисунка по ткани с цилиндра. Это был принципиально новый способ производства набивных тканей. В сутки новая машина набивала до 5 тыс. м ткани, что делало производство тканей с набивным рисунком доступным для любой фабрики. С Оберкампфом сотрудничали известные ученые Гей Люссак, Бертолет и Лаплас.

В начало В начало

Мир Этикетки 9'2006

Похожие статьи