Зрительный ряд и колорит водочных этикеток

 

Зрительный ряд и колорит водочных этикеток

Я.Б.Бокарев

 

Цвет этикетки, ее яркость и красочность создают предпосылки для удачной или неудачной реализации продукта, поэтому оформлению этикетки, как и помещен-ному на ней тексту, придается большое значение. Попробуем на ряде примеров рассмотреть некоторые дизайнерские решения.

Всякий художник, дизайнер, маркетолог надеется, что выстраданное детище — этикетка — будет жить долго и счастливо: ее заметят и полюбят покупатели, а производители продукта будут спокойны за реализацию своего товара.

Вот, например, водка «Удачная».01 Цвета этикетки, на наш взгляд, выбраны очень удачно: желтый и зеленый расположены рядом в цветовой гамме, и потому вос-принимаются органично — как добрые соседи. Большое желтое пятно на насы-щенном серебряном фоне, обрамленное сверху и снизу зелеными полосами, сразу привлекает внимание. Три черных штриха на желтом фоне («точка, точка, запя-тая»), создающих символическое изображение улыбающейся рожицы («смайлика»), располагают к себе покупателя. В довершение всего в верхней части этикетки на-писано, что водка эта — не простая, а счастливая — «HAPPY VODKA»: эти слова не нуждаются в переводе. Ну как тут не купить столь многообещающий напиток?

Взглянем на следующую этикетку.02 На ней изображен портрет сказочного богатыря, как с картины художника Константина Васильева. Сверху изображение обрамляют птичьи крылья, а снизу — два осетра и голова рогатого животного. Богатырь в шлеме и кольчуге держит огненный меч (почему-то левой рукой), а в правой у него — щит с изображением волчьей головы. Красный плащ фантастических размеров развивается за спиной воина на фоне голубого предрассветного неба. Изображение на этикетке напоминает о русских былинах о добром богатыре несказанной силы. Кажется, что внутри бутылки не простая водка, а «живая вода». Ну разве у сказки может быть несчастливый конец?

Очередная этикетка «Русской водки».03 На первом плане, занимая почти всю этикет-ку, стоит заиндевелая береза. Такая погода хорошо знакома нам: пронзительно го-лубое небо, дым столбом, скрип снега под ногами, все вокруг в инее... Чувствуется, как холодок пошел по жилам, и тут же появляется мысль о согревающем напитке… Это результат настроя, создаваемого этикеткой, неподражаемой по простоте и до-ходчивости.

В последнее время появилась мода на белые водочные этикетки. Можно предпо-ложить, что ее истоки надо искать в традиции оформления французских винных этикеток. Во Франции считают, что вино украшают только его собственные вкус и аромат, но отнюдь не оформление бутылки.

Рассмотрим белую водочную этикетку, на которой стоит название «Беленькая вод-ка», а внизу добавлено мелким шрифтом: «Хорошая водка для добрых людей».04 Бе-лая этикетка, прозрачная жидкость в бутылке, доброжелательные слова — всё по-зволяет бутылке выигрышно смотреться на фоне цветных, а порой и чересчур цве-тастых этикеток других водок. Удачное, несмотря на его простоту, оформление «Беленькой» привлекает, а комплемент автора этикетки — привораживает покупа-теля. Можно предположить, что он захочет повторить встречу с «Беленькой», к то-му же и название у нее такое ласковое.

В противоположность «Беленькой» этикетка водки «Столичной» — черного цвета, причем привычное изображение гостиницы «Москва» на ней отсутствует.05 На наш взгляд, черный цвет чаще вызывает тяжелые, неприятные ассоциации, ведь хотим мы того или нет, но этот цвет в нашем сознании закрепился как траурный, а «при-нятие на грудь» — скорее сродни празднику, если, конечно, речь не идет о помин-ках.

И снова «Русская водка».06 Кажется 90% всех водок на Руси носят это незатейливое название. Впрочем, что возражать — она действительно русская: и по рецепту из-готовления, и по месту розлива, и по каналам реализации. Все правильно, только уж больно избитое название. Однако эта этикетка сразу же обращает на себя вни-мание необычным дизайном: слово «русская» написано нормально, а слово «водка» почему-то в зеркальном отображении, как и крепость водки. Контраст черного фо-на надписи и ярко-красного изображения бутылки, а главное — необычное написа-ние слова «водка» привлекают внимание покупателя, а значит, стимулируют по-купку такой бутылки — хотя бы из любопытства.

Очередная «Русская водка».07 Ее этикетка удачно разделена вертикальной волнистой линией на две равные части: белую и красную. Красный цвет — цвет праздника («красный день календаря»), он отделен от белой части тонкой золотой линией, ко-торая теряется на общем фоне. Рядом с этой этикеткой в нашей коллекции лежит аналогичная ей по рисунку (разделенная на две части вертикальной волнистой линией)08, но иного сочетания цветов: одна половина ее поля — красная, а другая — черная. Ассоциации, на наш взгляд, данная этикетка вызывает грустные: бутылка на помин души усопшего.

И вновь «Русская водка».09 Слово «русская» написано по диагонали на синей волни-стой полосе, которая, в свою очередь, расположена на белом поле этикетки. Синяя волнистая полоса напоминает струю жидкости, заключенной внутри бутылки, а изображение коричневой сургучной гербовой печати в правом верхнем углу эти-кетки сообщает продукту определенную весомость. Общее впечатление от данного продукта наводит на мысль о его высококачественности, а надпись на английском и русском языках подтверждает, что это действительно — «настоящая русская вод-ка».

Рассмотрим еще несколько водочных этикеток. Вот водка «Т-34»,10 выпущенная ко Дню Победы. Зеленый фон, ассоциирующийся с броней танка в камуфляжной ок-раске, заклепки и гайки на ней — всё напоминает о легендарном советском танке «Т-34», грозе фашистских «Тигров» и «Пантер». Красная звезда на броне танка не может не вызвать ностальгических чувств и у ветерана Отечественной войны, и у его близких. Невольно вспоминаются слова из песни: «Выпьем за Родину нашу прекрасную, выпьем и снова нальем!». Почти в каждой семье есть участники вой-ны, поэтому военная тема близка всем. Таким образом, водка «Т-34», выпущенная ко Дню Победы, имеет все шансы на хорошую реализацию.

К празднику можно купить водку «Праздничная».11 Лаконичность ее этикетки можно считать удачным решением дизайнера: кроме крупной надписи «Водка празднич-ная» и логотипа завода-изготовителя, в центре этикетки привлекает внимание изо-бражение салюта или фейерверка, ассоциирующееся с приподнятым настроением, с радостью.

Водка «Земная».12 На белом фоне в круге, как в иллюминаторе, — земной шар, на котором красными буквами написано «Россия». Покупатель видит планету Земля на этикетке, надпись «Водка Земная» и радуется тому, что может позволить себе маленькие земные радости, а может быть, он вспомнит незабвенного Омара Хайя-ма:

Мы давно уже не дети

Знаем что и для чего,

Если есть вино на свете,

Значит нужно пить его.

Покупатель в магазине скользит ленивым взглядом по бутылкам на полке, явно за-трудняясь с выбором. «Столичная», «Московская», «Посольская», «Лимонная», «Старка», «Пшеничная», просто «Русская» — все знакомо до боли в печенках, все испробовано неоднократно и в разных количествах. И вдруг — словно выстрел — «Луис».13 На голубой этикетке под церковью на фоне светлого круга (возможно, солнца) надпись крупными черными буквами: «Луис». Покупателю понятно, что в бутылке — водка, ведь она стоит в одном ряду с другими бутылками и емкость видна, и градусы. Но почему «Луис» — откуда он? Может, водку выпустили в честь бывшего Джо Луиса, а ныне Мухаммеда Али, легендарного американского боксе-ра? Надо купить! (При ближайшем рассмотрении оказывается, что «Луис» — на-звание фирмы, выпускающей эту водку.)

Этот небольшой обзор хотелось бы завершить замечанием, что в наше время, когда водку выпускают множество заводов, разбросанных по всей территории нашей не-объятной страны, каждый ее сорт требует своей собственной оригинальной этикет-ки. А ведь есть еще и настойки — горькие и сладкие, и наливки, и бальзамы (о ви-нах мы уже не говорим — это тема отдельного разговора). Остается загадкой, отку-да дизайнеры черпают всё новые и новые идеи, чем подпитывается то, что мы на-зываем творчеством. Да, именно творчеством, потому что будь то картина, напи-санная маслом, карандашный рисунок, офорт или водочная этикетка — всё начина-ется с творческой идеи...

Да не оскудеет рука дающего идеи!

Мир Этикетки 5'2003

Похожие статьи