Всё об этикетках

О дизайн! О современных водочных этикетках из ближнего зарубежья

 

О дизайн! О современных водочных этикетках из ближнего зарубежья

Ярослав Бокарёв, независимый эксперт

В целях борьбы с алкоголизмом часто показывают больную печень много пьющего человека. Наш журнал тоже решил внести вклад в это благородное дело, но в своей стилистике, а именно показать изображения водочных этикеток, после просмотра которых захочется перейти на хорошую минеральную воду.
В статье рассмотрены образцы некоторых этикеток, изготовленных в бывших республиках Союза ССР, дабы отметить заимствования
и дизайнерские находки, показать повторы и просто ошибки. Наших соседей по дизайну водочных этикеток и употреблению этого зелья
мы расположили в алфавитном порядке.

Беларусь. В моей коллекции имеются две любопытные водочные этикетки. В честь 59-летия всенародно чтимого праздника в республике была выпущена водка «День Победы» с изображением памятника русскому воину-освободителю, воздвигнутого в берлинском Трептов-парке по проекту знаменитого советского скульптора Евгения Вучетича. До этого такая же этикетка выпускалась в Германии в честь 50-летия победы коалиции над фашистской Германией. Внизу этой этикетки были изображены флаги союзников: Англии, Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Франции. Разница между германской и белорусской этикетками совсем небольшая: на переднем плане белорусской наклейки перед букетом флагов союзников пририсован флаг Республики Беларусь…

 

Неужели плагиат?

Неужели плагиат?

 

Этикетка минской «Стольградной водки» для привлечения покупателей решена подобно этикетке «Столичной водки» Московского ликероводочного завода «Кристалл»: фон — современные многоэтажные дома, название водки написано по диагонали снизу вверх прописными буквами. Весь облик местной этикетки, построенный по образцу московской, обещает покупателю такое же высокое качество товара, как в Москве. Наклейка просто зовет покупателя во весь голос: «Выбери меня!» (Возможно, этикетки «День Победы» и «Стольградная водка» разрабатывались в Республике Беларусь еще до того, как появилось понятие защиты интеллектуальной собственности?)

Нельзя не отметить этикетку «Товарищ Бендер». Правда, есть по поводу этой наклейки два небольших замечания: во-первых, это не водка, а «плодовое особое крепкое ароматизированное вино» в 19%. Во-вторых, ни в «12 стульях», ни в «Золотом теленке» авторы романов Илья Ильф и Евгений Петров не изображают прославленного героя с рюмкой спиртного. Правда, другой персонаж произведения, Киса Воробьянинов, позволил себе однажды предосудительный поступок, в котором отчасти виновата Прекрасная Дама, но Бендер — нет, не позволял и был примером в этом смысле для всех его почитателей… Может, тем и привлекает этикетка?

 

 

 

Грузия. На наклейке выдержанной 50% грузинской чачи «Пчелка» изображено единственное разводимое человеком насекомое с сотами. Нам всегда казалось, что основа грузинской национальной водки чачи — сброженная мездра, полученная после выжимки виноградного сока из ягод. Пчела, конечно, играет очень важную роль в опылении цветов винограда, но на этикетке водки, которая сделана не на меду, пчел нам встречать не приходилось… Вот грузин в пенсне с редким именем Лаврентий  — это понятно, но пчела?.. Есть повод поразмыслить о том, как расходятся в разные стороны пути дизайнерской мысли на постсоветском пространстве.

 

 

 

Казахстан. Водка «Спецконтроль. Special order», на самоклеящейся этикетке которой указана крепость — 40% об., объем — 0,5 л, ГОСТ (Государственный стандарт) — 12712-80 и даже поставлена печать — почему-то с гербом Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, выпущена в Казахстане. Можно предположить, что право на эту этикетку куплено у российского завода, расположенного в Ленинградской области, — уж очень похожи их этикетки.

На наклейке 45%-ной водки «Титаник» в красном кружке расположен текст: «За ту же цену вы получите на 12% больше крепости вкуса, а значит, и удовольствия!» Правда, не совсем ясно: завлекательная фраза связана с повышенной крепостью содержимого этой бутылки против стандартных 40% или с гибелью корабля, которая ярко представляется только после потребления такого напитка в определенном количестве.

«Ваше благородие, госпожа удача, для кого ты добрая, а кому иначе. Желаем в жизни море удачи и дачу у моря». Приведенный полностью текст наклейки, по нашему мнению, открывает перед российскими производителями алкогольной продукции новые возможности, ведь доброе слово и кошке приятно, а тем более покупателю.

 

 

Можно предположить, что только из глубокой симпатии к одной очень известной украинке в Казахстане выпущена водка «Хохлушка». Трудно сказать, понравится ли в Украине несколько панибратское название водки и форма пробки, которая уж очень похожа на эту чаровницу с косой. Но дело сделано — продукция  из ворот завода вышла и даже демонстрировалась осенью
2008 года на выставке в Москве.

На этикетке водки «День Победы», выпущенной к 55-летию этого знаменательного события, то есть
в 2000 году, изображен Георгий Константинович Жуков (1896—1974)   — Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза (1939, 1944, 1945 и 1956  гг.). Поскольку на парадный мундир по случаю великого праздника принято надевать все полученные ордена и медали, маловероятно, что прославленный военачальник забыл какую-то награду, поэтому следует отнести к ошибке художника то, что на кителе Жукова только три звезды Героя Советского Союза… «Тщательнее надо, ребята!»

Латвия. В современной независимой Латвии выпущена 40-градусная жидкость под названием «Kristal dzidrai». Интересно отметить, что еще в 1975 году на рижской фирме «Латвийский бальзам» (тогда это было в Латвийской Советской Социалистической Республике) выпускали водку с таким же названием, набранным таким же шрифтом в круге. Можно предположить, что после отделения Латвии от Советского Союза фирма «Латвийский бальзам» приобрела права на владение этой этикеткой. (Конечно, при условии, что она в советские годы была запатентована и охранялась как интеллектуальная собственность.)

 

 

Только ностальгия по Советскому Союзу заставляет ерничать латышей даже при создании водочных этикеток. Например, выпущены «самопальные» наклейки «Водка “Ленин”», где вверху маленькими буковками указано «Контрабанда из России», а также «Водка “Агент КГБ”», на которой поясняется: «Политически независимый алкоголь бывалых агентов».

Молдова. Водка «На посошок» изображает трех бородато-усатых мужиков, которые за столом выпивают и, возможно, закусывают (закуски, правда, не видно). Посошок — уменьшительно-ласкательная форма слова посох — палки, необходимой в дальнем ли,
в ближнем ли походе и для опоры, и для защиты от собак и от недобрых людей. Чарку «на посошок» с пожеланием «Скатертью дорога» в прежние времена подносили, когда гость совсем собрался в путь, стоял уже с посохом у порога.

 


В середине пиршества такого тоста быть не может. И потому корректность названия этой водки вызывает сомнение. Всё, что угодно: за удачу, за здоровье, за любовь, за то, чтобы конь не хромал, за возвращение домой своим ходом, но «на посошок»… Сомнительно.

Таджикистан. Этикетка водки «Элита» удивительно напоминает этикет ку водки «Беленькая» подмосковного ликероводочного завода. Кто первым разработал этикетку — вопрос, конечно, интересный, но ответа на него у нас нет. Разберутся (если уже не разобрались) юристы, которым поручено защищать интеллектуальную собственность родного завода (если этикетка была запатентована).

 

Посмотреть бы таджикскому дизайнеру в глаза

Посмотреть бы таджикскому дизайнеру в глаза

 

Узбекистан. Изобретатели названий ликероводочной продукции исследуют и небо и землю, и тот свет и этот, а иные, не мудрствуя лукаво, называют свой продукт просто — «Neobyknovennaya». И весь фунт до копейки, «Необыкновенная» водка — и всё.

Украина. Новая серия этикеток «Горилка особлива “Хохлушка”». На ней изображена обворожительная молодуха, очень похожа на коварную, но пользующуюся успехом у сельчан Солоху из «Ночи перед Рождеством» Н.В. Гоголя. Позволим себе смелое предположение, что гости приходили к ней не только для того, чтобы выпить рюмку горилки, потому и стеснялись друг друга. Однако предостережение всем мужчинам напечатано на этикетке другого крепкого напитка с портретом пухлогубой красотки, очень похожей на известную дневную бабочку по имени Моника и по фамилии Левински:

«Женка-то не беспечна штука,

Будь осторожен, есть наука».

На этой предупредительной ноте мы и позволим себе завершить рассказ о некоторых этикетках из стран ближнего зарубежья.


*Этикетки из коллекции автора

Мир Этикетки 6'2009

Похожие статьи