Величие серого цвета

 

Величие серого цвета

Стефан Стефанов, канд. техн. наук,
профессор Московского гуманитарного университета,
директор департамента технологической поддержки компании «Полиграфические системы»

Относительность белого и черного

Серый свет (сумрак) и серые поверхности

Духовность серого цвета

Баланс «по серому» как средство оценки и контроля воспроизведения цвета на оттиске в полиграфии

Цвет как реальность и иллюзия в жизни человека и в его творчестве

 

Великие идеи приходят в мир нежно, как лебеди. Если мы

прислушаемся повнимательнее, то среди шума и гама империй
и наций мы услышим тихий трепет крыльев, легкое дуновение
жизни и надежды.

Альбер Камю

 

Ахроматические цвета, то есть серые, белые и черные, характеризуются только светлотой. Любой хроматический цвет может быть сопоставлен по светлоте с ахроматическим цветом. Чем меньше насыщенность хроматического цвета, тем ближе он к ахроматическому серому цвету и тем легче найти соответствующий ему по светлоте серый цвет. Ранжированный ряд серых цветов (тонов) — серая ступенчатая шкала — в полиграфии используется для контроля репродукционных процессов. Поля такой шкалы различаются только по светлоте.

Относительность белого и черного

Белый, черный и все серые цвета можно рассматривать как оттенки серого. С точки зрения физики в природе вообще нет черного и белого цветов, а есть только серые. Объясняется это тем, что не существует вещей и поверхностей, которые хотя бы в небольшом количестве не отражали или не поглощали падающий на них свет. Другими словами, даже если видимый объект кажется черным или белым, то всегда найдется другой черный или белый объект, который сведет первый тон к темному или светлому серому тону.

В начало В начало

Серый свет (сумрак) и серые поверхности

 

... в твой сумрак вплетены

и белые и пестрые предметы.

Цвета в их суетности —

все приобщены

к единой мгле и серости...

Р.М.Рильке. Молитва

 

Свет может попасть в глаз наблюдателя непосредственно от источника света или отразившись от предметов. Частным случаем является восприятие света от местных источников, не участвующих в общем освещении. С физической точки зрения эти способы охватывают все возможные случаи. С точки зрения психологии восприятия необходимо также принять во внимание наличие или отсутствие определенной фактуры у отражающей свет поверхности. Фактура может быть определена как видимая неоднородность отражения света от поверхности, обычно обусловленная физическими свойствами поверхности. Она может изменяться от небольших неровностей, воспринимаемых просто как матирование поверхности, до нерегулярности структуры, как, например, у грубого текстиля. При любой фактуре поверхность и ее положение хорошо различимы глазом. При полном отсутствии фактуры поверх ность непосредственно не видна, хотя о ее положении можно судить, например, по ее границам.

Возможны три основных случая восприятия яркости излучения, если объект наблюдается на белом фоне:

  • наблюдаемый объект может казаться светлее, чем окружающий его белый фон. При этом объект может восприниматься или как источник света, или как поверхность с повышенной яркостью. Первый случай, как правило, характерен для источников света и отражающих поверхностей без фактуры, второй — для источников света и отражающих поверхностей с фактурой. Следует отметить, что источники света с высокой относительной яркостью будут восприниматься как источники света независимо от их фактуры;
  • наблюдаемый объект может казаться примерно одинаковым по светлоте с окружающим его белым фоном. При этом все цвета, независимо от их физических характеристик, будут казаться или белыми, или не содержащими серого, причем не важно — являются они источниками света или нет. Если известно, что данная поверхность действительно является источником света, то восприятие ее несколько меняется, но в общем случае она по-прежнему будет восприниматься как освещенная поверхность, не содержащая серого. Наличие или отсутствие фактуры в этом случае мало влияет на восприятие;
  • наблюдаемый объект может казаться менее светлым, чем окружающий его белый фон. В этом случае все цвета, независимо от их физических характеристик, будут казаться серыми или содержащими серый цвет, причем количество воспринимаемого серого цвета определяется соотношением яркостей белого фона и объекта.

Следует иметь в виду, что все эти случаи относятся исключительно к поверхностям, наблюдаемым одновременно с находящимися рядом белыми поверхностями.

Обобщая все вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

  • любая поверхность, более яркая, чем освещенный белый фон, воспринимается либо как источник света, либо как поверхность с повышенной освещенностью;
  • любой объект меньшей яркости, чем освещенный белый фон, будет казаться содержащим серый цвет. При наличии фактуры, независимо от яркости, такой объект не будет восприниматься как источник света.
В начало В начало

Духовность серого цвета

 

Дождь и град, снег

и лед отличаются,

Но когда растают —

это одна и та же вода

горного ручья.

Хун Цзычэн

 

Как утверждал Андрей Белый, «воплощение небытия в бытие, придающее бытию призрачность, символизирует серый цвет». Действительно, переход в неизвестное будущее (пугающее черное) из белого (осмысленного) бытия незаметен, призрачен, как наше настоящее. Лишь мгновение назад мы были в нем, а его уже нет. Это мгновение — уже бывшее, прошлое, то есть осмысленное белое прошлое.

В цветоведении два хроматических цвета при смешении дают третий — промежуточный цвет с некоторой примесью серого. В случае же, когда цвета диаметрально противоположны на цветовом круге (являются дополнительными), смешение одинакового их количества дает серый цвет. При этом серый является единственным цветом, который по сути своей не имеет дополнительных, ибо сам в себе все содержит.

Вспомним определение прекрасного в гениях, которое дал Бальзак: «Гении прекрасны своей незаметностью. Каждый из них похож на всех, а на него никто». Так и серый цвет похож на все остальные цвета, ибо может содержаться в любом цвете, влияя на его насыщенность, но не на обозначение цветового тона. При этом на серый не похож ни один другой цвет — как только в сером цвете появляется какой-то оттенок, его называют уже не серым, а по тому цвету, оттенок которого он приобрел.

Отраженный от серой поверхности свет имеет тот же спектральный состав, что и свет, которым она освещена. Эффект взаимодействия серого со светом тождествен сущности самого света. В отличие от серого цвета, все хроматические поверхности меняют цвет отраженного света.

Художники утверждают, что хроматические цвета лучше всего выделяются на сером фоне. Об этом же говорят и оптики, отмечая также тот факт, что насыщенные и светлые цвета обычно кажутся ближе темных и ненасыщенных.

Один из афоризмов Козьмы Пруткова весьма актуален для современной науки: «Специалист подобен флюсу — он односторонен». Так и каждый цвет, кроме серого, являет собой какую-то односторонность, которая согласно законам цветоведения должна иметь во внешнем мире свои дополнительные цвета. Серый же цвет олицетворяет уравновешенную многосторонность. По мнению некоторых философов, серый цвет расположен в центре мира, хотя и трансцендентен (внеположен, скрыт) ему.

Феномен серого цвета в цветоведении подобен феномену воды в химии — и не кислота, и не щелочь, но и то и другое одновременно.

Итак, сведем воедино все вышесказанное:

  • серый является единственным цветом, который по сути своей не имеет дополнительных, так как содержит все цвета. Серый — в центре всех цветов, он их единство;
  • самая насыщенная форма серого — это смешанное в равных долях (50 на 50) белое и черное. В полиграфии это растровое поле с относительной площадью 50%, отпечатанное черной краской на белой бумаге или белой краской на черном фоне, а также точка поворота от позитива к негативу (и назад) на растровой шкале серого;
  • серость мы замечаем с трудом или совсем не замечаем;
  • временной аспект серого цвета — незаметное настоящее, текущий момент. Вспомним: «Есть только миг между прошлым и будущем, именно он называется жизнь».
В начало В начало

Баланс «по серому» как средство оценки и контроля воспроизведения цвета на оттиске в полиграфии

Соблюдение баланса «по серому» — это эффективный способ получения правильных цветов в полиграфии. В основе баланса «по серому» лежит процедура синтеза на оттиске шкалы нейтральных серых тонов.

Соблюдение баланса «по серому» — едва ли не самое важное условие высокого качества многокрасочной цветной репродукции. При неправильном балансе и невыровненной нейтрально-серой шкале все цвета будут воспроизводиться с цветовым сдвигом, а на многокрасочном оттиске начнет преобладать одна из красок. Эта закономерность одинаково верна и для мониторов, и для принтеров, и для печатных машин.

Одно поле серой шкалы может стать своеобразным эталоном и использоваться в качестве визуального инструмента оперативного контроля производственного процесса. При этом, однако, следует признать, что нельзя ожидать репрезентативности такого эталона серого для всего диапазона шкалы яркости. Растискивание растровых точек, которое оказывает сильное влияние на баланс «по серому», не всегда линейно связано с тоновой шкалой. Иногда в тенях растискивание оказывается непропорционально больше, чем в других областях тоновой шкалы.

Обобщая многочисленные рекомендации, можно сформулировать следующие положения, которые следует учитывать при контроле баланса «по серому»:

  • плашки голубой, пурпурной и желтой красок, имеющие одинаковую толщину красочного слоя, при последовательном наложении дают на оттиске темно-коричневый, а не нейтрально-черный цвет;
  • из-за неидеального зонального поглощения света триадными красками нейтрально-серый тон на оттиске удается получить только при разных размерах растровых элементов для голубой, пурпурной и желтой красок. По этой причине количество голубой краски должно быть на несколько процентов больше, чем пурпурной и желтой;
  • человеческий глаз наиболее чувствителен к нетипичным отклонениям в цветовом балансе нейтрально-серых и близких к серым тонов;
  • наиболее светлые, серые и даже черные участки изображения кажутся нейтрально-серыми только тогда, когда их координаты а* и b* в модели CIE L*a*b* соответствуют цвету подложки;
  • по стандарту ISO 12647-3 координаты нейтрального светло-серого для газетной бумаги в цветовой модели L*a*b* имеют значения: а* = 0 и b* = 4. Попытка компенсировать желтоватый оттенок газетной бумаги увеличением процента голубого в высоких светах (а* = 0 и b* = 0) приводит к появлению синеватого (по сравнению с бумагой) оттенка в наиболее светлых участках изображения;
  • представляется разумным настраивать каналы а* и b* по цветовым координатам бумаги и использовать их в качестве эталона для всего диапазона серой шкалы — от белого до черного.
В начало В начало

Цвет как реальность и иллюзия в жизни человека и в его творчестве

В природе нет бесконечного цвета. В живописи, где цвет используется на все сто процентов, все наоборот: бесконечный цвет искусственно создается человеком. Из бесконечного цвета художник создает иллюзию пространства, предметов, явлений и событий через пятна и штрихи на плоскости.

Через конечный цвет человек воспринимает мир. Создавая бесконечный цвет и используя его в качестве средства или материала, человек творит иллюзию, выражая в искусстве свое видение мира.

Передавая свое видение мира только через серое (от белого до черного), человек изобрел рисунок, черно-белую фотографию и графику.

 

Литература по теме:

1. Джадд Д., Вишедски Г. Цвет в науке и технике. М.: Мир, 1978. С. 94-109.

2. Стефанов С., Тихонов В. Цвет в полиграфии и не только. М.: Репроцентр М, 2003. С. 248-261.

3. Стефанов С., Тихонов В. Цвет Ready-Made, или Теория и практика цвета. М.: Репроцентр М, 2006

В начало В начало

Мир Этикетки 4'2007

Похожие статьи