Особенности производства этикетки и упаковки

 

Особенности производства этикетки и упаковки

Стефан Стефанов, канд. техн. наук, профессор Московского гуманитарного университета, директор департамента технологической поддержки компании «Полиграфические системы»

Что объединяет этикетку и упаковку

Особенности производства этикетки

Особенности производства упаковки

Офсетные технологии в производстве этикеток и упаковки

Оптимальный и рациональный выбор

Разнообразие и проблема выбора

 

Освободитесь от понятий и увидите истину
своими собственными глазами.
Слишком большая сосредоточенность
ограничивает жизнь.
Брюс Ли

Что объединяет этикетку и упаковку

Производство этикетки и упаковки с технологической точки зрения является весьма сложным процессом. Причем этикеточное и упаковочное производства по­своему сложны и имеют индивидуальные особенности. Объединяет их разнообразие форматов, объемов, геометрических форм и запечатываемых материалов. Следует также отметить, что изображение иногда приходится наносить на готовые предметы — бутылки, банки и т.п. — или на природные продукты, например на яйца.

 

 

Требования к этикетке и упаковке диктуются последующими производственными процессами,
заказчиком и рынком. Когда этикетирование и упаковка товара выполняется на автоматических линиях, могут предъявляться повышенные требования к точности размеров и правильности геометрической формы этикеток и упаковки. Очень высокие требования предъявляются к точности воспроизведения некоторых цветов: фирменных, памятных, а также цветов упакованных или этикетированных продуктов, если их изображения присутствуют на этикетке или на упаковке. Например, изображения шоколадных конфет должны иметь цвет шоколада, а срез колбасы должен быть не зеленым, не синим, а аппетитно красно­коричневым или розовым.

Качество этикеточной и упаковочной продукции зависит от таких факторов, как:

  • применяемые технологии;
  • качество оборудования;
  • качество запечатываемых материалов;
  • качество расходных материалов (краска, формные пластины и др.);
  • цеховые условия;
  • профессионализм исполнителей.

Немаловажен и уровень требований заказчика.

В начало В начало

Особенности производства этикетки

Назначение этикетки — привлечь покупателя и донести до него информацию о продукте. Современная этикетка — это и рекламный плакат, и информационный листок, и защита от подделки. Причем все эти функции выполняет многокрасочный печатный продукт малого формата. Конечно, существуют и однокрасочные только информационные этикетки, однако спрос на них в последние годы снижается. К этикеткам по формальным признакам можно причислить шильдики и бирки — технологически самые простые этикетки.

С точки зрения технолога­полиграфиста в современной этикетке комбинируются следующие решения:

  • многокрасочная печать высокого качества;
  • воспроизведение ярких и чистых цветов штриховых изображений, рамки, текста и плашек;
  • получение качественных полутоновых (растровых) изображений;
  • передача фирменных цветов, памятных цветов и цветов продукта (если его изображение присутствует на этикетке);
  • воспроизведение мелкого текста, а иногда и микротекста;
  • тиснение, припрессовка фольги и голограмм, фигурная высечка этикетки по контуру и микровысечка или рицовка для предотвращения ее переклеивания с оригинала на подделку.

Разнообразные технологии печати и послепечатной обработки сочетаются с использованием самых разных запечатываемых материалов — бумаги, картона (этикетка­бирка и этикетка­шильдик), самоклейки, пленки, фольги и т.п. Конечно, во многих случаях для печати этикеток создаются специальные материалы, например этикеточная бумага, самоклеящиеся материалы и термоусадочная пленка, применение которых несколько облегчает жизнь технологов, дизайнеров и печатников.

По разнообразию запечатываемых материалов, сложности изготовления и многовариантности технологий с этикеткой соперничает только упаковка.

В начало В начало

Особенности производства упаковки

Упаковка выполняет те же функции, что и этикетка, к тому же она призвана уберечь товар от порчи и внешних воздействий при хранении и транспортировке. Жесткая упаковка дополнительно стабилизирует геометрическую форму товара, делая его удобным для складирования, транспортировки и хранения.

Свойства упаковки во многом определяются используемым материалом. Полиграфисты вынуждены печатать на упаковочном материале и обрабатывать его после печати. Для этого зачастую необходимы специальные технологии и краски. Определенные трудности для технологов­полиграфистов представляют даже родственные бумаге материалы, например гофрокартон, который требует ограничения величины давления печати. И таких примеров немало, потому что упаковочных материалов множество и продолжают появляться новые. Да и требования к стойкости к внешним воздействиям упаковочных материалов, печатных красок и лаков становятся все более строгими. Ужесточаются и санитарные нормы, которым должна соответствовать упаковка пищевых продуктов.

Большое разнообразие упаковочных материалов, технологий и требований к упаковке усложняет ее производство. Для нормализации процесса печати и обеспечения высокого качества оттисков даже удлиняют технологию производства — печатают на высококачественных печатных материалах, а потом кашируют их.

В начало В начало

Офсетные технологии в производстве этикеток и упаковки

Несмотря на перечисленные сложности, на многих предприятиях этикетки и упаковку изготавливают качественно и в большом количестве и разнообразии. Что же необходимо для производства этикеток, контрэтикеток, кольереток и упаковок со сложной конфигурацией? В простейшем случае нужны печатная машина и высекальный автомат. Выбор технологии печати зависит от запечатываемого материала, тиража и других факторов. Для бумаги и картона в большинстве случаев оптимально подходит офсетная печать.

В настоящее время офсетная печать — самая распространенная и самая развитая технология печати, превосходно обеспеченная оборудованием, материалами, стандартами, учебной информацией и специалистами. Офсетная печать выгодна практически при любой тиражности продукции и обеспечивает изготовление этикеток и упаковок самого высокого качества. Офсетные машины позволяют печатать на бумаге, тонком картоне (до 1,2 мм), металлизированных материалах, тонких и жестких пластиках, а также на самоклеящихся материалах.

Для печати этикеток и бумажной (картонной) упаковки используют листовые офсетные машины, включающие от двух до шести красочных секций, без переворачивающего устройства. В некоторых случаях машины целесообразно комплектовать секцией лакирования или приставками для впечатывания, перфорирования, биговки и нумерации. Формат машины зависит от тиража продукции и финансовых возможностей типографии. Для изготовления малотиражной продукции применяют малоформатные машины, при средних и больших тиражах — полуформатные (B2) и полноформатные (B1) машины. Малоформатные и полуформатные машины могут иметь линейное или планетарное построение. Не следует использовать для печати этикеток и малоформатной упаковки машины с подачей листа по узкой стороне, поскольку для них, как правило, свойственны проблемы с совмещением красок на этикетках и упаковках, расположенных в хвосте листа.

Оптимальными по красочности следует считать пяти­ и шестикрасочные машины. При такой конфигурации четыре секции используются для триадной печати (CMYK), а пятая и шестая — для печати фирменного цвета, нанесения лака или металлизированной краски. При печати этикеток на металлизированных бумагах более технологично грунтовую (кроющую белую) краску наносить отдельным прогоном, а остальные краски печатать после сушки.

Эффективность использования листовых офсетных машин, как правило, тем выше, чем меньше отделочных операций требуется выполнить, поскольку тиснение, припрессовка фольги и голограмм, фигурная высечка и микровысечка, ламинирование и каширование в большинстве случаев производятся на операционном оборудовании и удлиняют технологический процесс.

Послепечатная обработка этикеток и упаковки выполняется с применением одноножевых резальных машин (для разрезки прямоугольных этикеток или заготовок перед пакетной высечкой), машин для тиснения и припрессовки фольги и голограмм, высекальных прессов, оборудования для ламинирования, каширования, нумерации, фальцевально­склеивающих линий и т.п. К необходимому оборудованию следует отнести и машины для упаковки готовых этикеток и заготовок коробок. Некоторые из этих машин имеют более низкую скорость работы по сравнению с печатными машинами, поэтому согласование производительности всех элементов комплекса оборудования имеет важное технологическое и экономическое значение.

В начало В начало

Оптимальный и рациональный выбор

Когда возможен выбор из множества вариантов технологий, материалов и оборудования, начинается поиск оптимального решения. Оптимизация — это, скорее, математическое понятие, связанное с нахождением экстремума (глобального максимума или минимума) выбранной функции (группы параметров). Однако есть вариант развития этого метода, когда параметры имеют ограничения. Он ближе к реальной жизни, ведь на производстве ни один параметр не существует в интервале «от минус бесконечности до плюс бесконечности через ноль». Например, при покупке оборудования и создании технологических линий мы ограничены объемами капиталовложений, размерами помещения, этажностью здания, временем на создание производства, желаниями и менталитетом покупателя, национальными и индивидуальными традициями, знаниями оборудования и рынка и т.п. В этом случае возможна не абсолютная оптимизация, а относительная, или рациональная. В реальной жизни наш выбор всегда рациональный и эмоциональный. Крайности — скорее исключение.

Рассмотрим, как это проявляется при выборе и покупке печатных машин. Не хватает денег на покупку дорогого элитного печатного оборудования — приобретаем более дешевую печатную машину, например чешского завода Adast. Нет площадей для размещения четырехкрасочной печатной машины полного формата — покупаем четырехкрасочную полуформатную машину или двухкрасочную машину полного формата. Условия ограничивают выбор, и мы принимаем рациональное решение в соответствии со своими возможностями, считаясь с действительностью.

Может быть и другой случай: мы хорошо знаем машину Dominant — в цехе работают несколько таких машин, формат соответствует нашим требованиям, а качество печати — требованиям заказчиков. У нас нет желания что­либо менять, и выбор чисто эмоциональный — выбираем
Dominant. Вариантов много и все они построены на индивидуальном сочетании рационализма и эмоций.

В начало В начало

Разнообразие и проблема выбора

Разнообразие этикеток и упаковок неимоверно велико. Дизайнеры стараются, заказчики требуют, а рынок подгоняет. Весь спектр полиграфических машин, технологий и материалов трудно изучить и удержать в памяти. Таковы законы многовариантности, которые диктует нам рынок печатной продукции. Однако одно останется постоянным и неизменным — разнообразие возможностей, многовариантность действительности и сложность выбора.

В начало В начало

Мир Этикетки 9'2006

Похожие статьи