Дефекты при лакировании и рекомендации по их устранению

 

Дефекты при лакировании и рекомендации по их устранению

Владимир Шлямин, Дмитрий Пчелкин

Транспортировка и хранение лака

Совместимость лаков с другими расходными материалами

   Бумага

   Пленка

   Краска

   Противоотмарывающий порошок

   Формные материалы

   Печатная машина

Хранение и последующая обработка лакированных оттисков

Отгрузка продукции

 

Еще семь лет назад опыт отечественной полиграфии в области лакирования печатного оттиска был ограничен нанесением масляных лаков посредством красочного аппарата листовой офсетной машины и спиртовых лаков типа ЦГ-595 на лакировальных машинах с сушкой горячим воздухом. Использование этих не самых сложных технологий соответствовало требованиям того времени к качеству печатной продукции.
Сегодня ситуация изменилась: техническая оснащенность российской полиграфии соответствует мировым стандартам, что позволяет ей решать самые серьезные задачи. В этих условиях лакирование постепенно превращается из дополнительной услуги, предлагаемой заказчику, в естественную часть технологического процесса, а лакирование в линию с нанесением красок позволяет отнести его скорее к печатным, чем к отделочным процессам.

Следует подчеркнуть, что лакирование — это не просто мода или желание получить оттиск «покрасивее». Во многих случаях (прежде всего при печати упаковки, этикеток, книжных обложек и т.д.) оттиск должен отвечать самым серьезным требованиям в плане устойчивости к истиранию, температурным, химическим и иным воздействиям, и лакирование становится не только желательным, но и обязательным.

Материал для данной статьи собран в процессе более чем семилетней совместной работы коллектива «Танзор-Франс» с самыми разными российскими типографиями. На основании накопленного за это время опыта мы постараемся рассказать о способах преодоления трудностей, возникающих в процессе лакирования.

Транспортировка и хранение лака

Итак, вы решили провести лакирование и приобрели материал у поставщика согласно его рекомендации…

Не будем подробно останавливаться на том редком случае, когда купленный лак некондиционен (см. ниже пп. 1, 5, 6, 8, 11), гораздо важнее ознакомить вас с требованиями, которые необходимо соблюдать при транспортировке и хранении лака, а также при его подготовке к проведению процесса лакирования:

  • срок хранения лака (указан на этикетке) не должен быть превышен;
  • емкости с лаком в процессе хранения и транспортировки должны быть плотно закрыты;
  • хранить, перевозить, открывать и закрывать емкости следует осторожно, в вертикальном положении, чтобы избежать случайного вытекания лака;
  • лаки необходимо хранить в сухом, хорошо проветриваемом помещении при температуре 5-35 °С, вдали от источника тепла, избегая воздействия прямых солнечных лучей;
  • нельзя хранить лаки в неоригинальной таре, вместе с окислителями, кислотами, щелочами;
  • лаки необходимо беречь от холода. Для водно-дисперсионных лаков допускается трехкратное замораживание с последующим размораживанием — в этом случае емкость с материалом (не открывая ее!) следует выдержать в течение 24 ч при температуре 20 °С, затем открыть и тщательно перемешать;
  • если в результате долгого (обычно более 6 месяцев) хранения вязкость лака увеличилась, перед нанесением его нужно разбавить до рабочей вязкости соответствующим растворителем;
  • перед использованием все лаки необходимо тщательно перемешивать;
  • емкость с неиспользованной частью лака следует хранить плотно закрытой.

Надеемся, что следование этим правилам позволит вам избежать дефектов, перечисленных в табл. 1.

Таблица 1

ДефектВозможная причинаРекомендуемый способ устранения
1 В канистре перед использованием наблюдается расслоение эмульсии на две фракции: прозрачную и непрозрачную Нарушение технологии производства лака Заменить лак
Превышение срока годности лака или неправильные условия его хранения, например замораживание Если после тщательного перемешивания расслоения материала не наблюдается в течение последующих 24 ч, а вязкость соответствует указанной в инструкции по применению, то лак, в принципе, можно использовать. Рекомендуется провести контрольные тесты оттиска после нанесения лака
2 В поставляемой емкости наблюдается густой белый или желтый осадок или взвесь, однако эмульсия не разрушена Обычное явление при хранении и транспортировке, особенно для водно-дисперсионных и любых матовых (шелковистых) лаков Тщательно перемешивать лак «до дна» в течение 5-10 мин, после чего измерить его вязкость
3 В поставляемой емкости после тщательного перемешивания вязкость лака, измеренная при 20 °С, больше указанной в инструкции (с учетом допустимой погрешности) Обычное явление при длительном хранении водных лаков Разбавить лак до необходимой вязкости соответствующим растворителем (для водных лаков – водой не более 5%)
4 Вязкость лака, измеренная при 20 °С, меньше указанной (с учетом допустимой погрешности) Нарушение технологии производства лака Заменить лак
5 Посторонние включения в лаке Нарушение технологии производства или розлива лака Заменить лак
6 Лак не был использован полностью и при использовании его остатков наблюдаются следующие явления:    
вязкость лака меньше указанной в инструкции Разбавление лака в процессе предыдущей работы (например, промывными водами при автоматической смывке лакировальной секции) Довести лак до необходимой вязкости добавлением загустителя или выпариванием растворителя
посторонние включения в лаке Неправильные условия хранения Отфильтровать лак, после – измерить вязкость и при необходимости довести ее до необходимого значения
образование пленки или лаковых агломераций в емкости с УФ-лаком Хранение лака на свету, в открытой или прозрачной емкости Заменить лак
7 Пена в емкости с лаком Обычное явление для водных лаков Не является дефектом
8 Непрозрачность масляных, глянцевых УФ-лаков или лаков на органических растворителях в поставляемой емкости Нарушение технологии производства, превышение срока годности или неправильные условия хранения лака Заменить лак
9 Лак УФ-отверждения прозрачен, но имеет сине-фиолетовый, коричневый, белый или желтый оттенок Внесение в лак различных добавок в процессе производства Не является дефектом
10 Лак имеет запах: масляный — олифы; водный — аммиака; УФ — акриловой смолы; на органических растворителях — растворителя Особенности природы лака Не является дефектом
В начало В начало

Совместимость лаков с другими расходными материалами

Бумага, машина и расходные материалы подготовлены…

Давайте остановимся на несколько минут. С этого момента вы начинаете использовать довольно большое количество дорогих материалов. Уверены ли вы, что все эти материалы совместимы между собой? Чтобы убедиться в правильности выбора, мы рекомендуем провести пробу.

Допустим, вы хотите изготовить подарочную упаковку тиражом 10 тыс. экземпляров. Для упаковки класса «люкс» было решено использовать тиснение фольгой и, конечно, покрытие УФ-лаком. Если ранее вы не применяли эти материалы в том сочетании, которое предполагается для исполнения заказа, изготовьте не весь тираж, а примерно 500 экземпляров. В том случае, если при изготовлении этой части заказа вы не пополните наш «музей дефектов» своими «экспонатами», то производство оставшейся (основной) части заказа, вероятно, пройдет гладко. Но если вы выясните, что отпечатанный лист не лакируется, или на лакированный оттиск не ложится фольга, или лакированная поверхность при биговке трескается, то у вас будет возможность решить проблему путем замены бумаги (см. далее пп. 23, 24, 26, 35, 36), краски (см. пп. 29, 32, 33), лака (см. пп. 38, 39, 40, 44) и только после этого печатать оставшуюся часть тиража.

Разумеется, проведение пробы требует дополнительных материальных и временных затрат, однако в противном случае можно столкнуться с неразрешимыми трудностями. Помните, что «всегда не хватает времени, чтобы выполнить работу надлежащим образом, но на то, чтобы ее переделать, время находится».

Если вы все-таки не можете организовать пробу всего процесса исполнения заказа, воспроизведите хотя бы его отдельные этапы. Например, запросите у поставщика лаков образцы лакированных оттисков и протестируйте их на последующих операциях (в рассматриваемом примере это тиснение и биговка). И в любом случае максимально подробно информируйте поставщиков бумаги, краски, лака, фольги и пр. о том, каким образом вы намерены использовать их материалы.

В начало В начало

Бумага

Правильный выбор бумаги для изготовления тиража — чрезвычайно ответственная часть в исполнении заказа. Во-первых, затраты на бумагу составляют большую часть всех материальных затрат. Во-вторых, внешний вид готового продукта напрямую зависит от качества бумаги. Убедитесь перед покупкой, что бумага, которую вы выбрали, пригодна для вашего заказа (желательно провести пробу). Поинтересуйтесь, использует ли кто-нибудь еще такую бумагу для изготовления подобной продукции.

При покупке остерегайтесь так называемых складских партий (то есть партий бумаги, по каким-то причинам залежавшихся на складе производителя) — цена в этом случае бывает привлекательной, однако качество непредсказуемо.

При подборе бумаги для конкретного заказа необходимо учитывать способ печати, количество красок и порядок их наложения, способ лакирования, особенности послепечатной обработки (тиснение, высечка, склейка и пр.).

Итак, рекомендации по выбору бумаги с точки зрения ее пригодности для лакирования:

  • бумага для лакирования не должна быть пористой, лакирование немелованных бумаг и картонов требует особых знаний и навыков. Если поверхность бумаги шероховатая — ее не «сгладить» никаким лаком;
  • трудно лакируются бумаги плотностью менее 70 г/м2 (особенно при использовании водных лаков);
  • избегайте рыхлых основ, картона с отслаивающимся верхним беленым слоем;
  • использование слишком влажной или пересушенной бумаги может создать большие трудности;
  • обязательно проводите предварительные испытания при лакировании металлизированных, парафинированных и других специальных основ.
В начало В начало

Пленка

Что касается выбора пленки для последующей печати и лакирования, то основным критерием является предварительная обработка ее поверхности коронным разрядом. Большая часть пленочных материалов запечатывается флексографским и глубоким способами, что позволяет рассматривать все проблемы применительно к данным технологиям печати.

Наиболее часто возникающая проблема при печати на пленочных материалах — плохая адгезия краски. В этом случае может помочь использование грунтовочных лаков (особенно при печати по металлизированным РЕ- и РР-пленкам). Применение специальных грунтов и лаков может также решить проблему устойчивости оттисков к высоким и низким температурам. Еще одной проблемой, которую нужно учитывать при выборе пленки, является ее растягивание в процессе печатания (для машин с планетарным построением это не так важно).

При производстве упаковки часто бывает необходимо обеспечить требуемую величину коэффициентов статического и динамического трения упаковочного материала, для чего существуют специальные лаки.

В случае изготовления пищевой упаковки пленка должна быть сертифицирована на прямой контакт с пищевыми продуктами.

В начало В начало

Краска

Лакирование некоторых красок требует особого внимания (табл. 2).

Таблица 2

КраскаСложности при лакированииРекомендацииПримечания
Краски, содержащие нестойкие к спирту и щелочам пигменты: -         родаминовый -         пурпурный -         фиолетовый -         синий 072 -         синий рефлекс Растворение пигмента в водных, органических и УФ-лаках снижает качество лаковой пленки (что особенно заметно при использовании матовых лаков), при этом изменяется оттенок краски, возрастает вероятность отмарывания в стопе Использовать масляные лаки В случае необходимости лакирования водными, органическими и УФ-лаками необходимо применять краски на основе специальных стойких пигментов
Краски с повышенным содержанием добавок на основе воска (парафина) Плохая адгезия лаковой пленки к краске, неравномерное нанесение лака на участках с высокой плотностью запечатки Заменить краски на пригодные для лакирования Запретить печатнику использовать данные добавки (кроме случаев, когда фирма-производитель гарантирует возможность последующего лакирования)
Флуоресцентные краски (номера по каталогу Pantone 801-807), а также любые смесевые краски с использованием флуоресцентных пигментов Нестойкость флуоресцентных пигментов к водным, органическим и УФ-лакам. Покрытие масляным лаком приводит к частичной потере флуоресцентного эффекта Использовать масляные лаки (наносить только «по сухому») Оптический эффект флуоресценции более заметен на матовой поверхности, поэтому краски этой серии, как правило, делают матовыми
Металлизированные краски (номера по каталогу Pantone 871-877) Снижение металлического блеска при лакировании. Иногда возникают проблемы с адгезией УФ-лака к серебряной краске (877) Использовать тиснение фольгой поверх лака. Выбрать путем тестов совместимые лак и краску Не рекомендуется лакирование матовыми лаками

Советуем придерживаться также следующих рекомендаций:

  • обязательно печатайте пробный тираж при лакировании;
  • с большой осторожностью используйте любые добавки в краски, особенно на основе парафинов;
  • старайтесь печатать быстрозакрепляющимися красками, не содержащими сиккативов;
  • не наносите УФ-лак на масляные краски «мокрый по мокрому» без специального грунта;
  • не покрывайте органическими, масляными и водными лаками краски УФ-полимеризации.
В начало В начало

Противоотмарывающий порошок

Противоотмарывающий порошок предохраняет оттиск от отмарывания и перетискивания. Слой порошка разделяет листы в стопе, что позволяет воздуху проходить между листами и способствует более быстрому высыханию краски. Однако порошок мешает формированию ровной пленки лака, поэтому перед лакированием следует удалить его с оттиска (на лакировальных машинах обычно устанавливается специальное устройство для удаления порошка).

Другие рекомендации по работе с противоотмарывающим порошком:

  • при печати на мелованной бумаге и нанесении в линию дисперсионного лака, если машина оборудована удлиненной приемкой, можно вообще обойтись без противоотмарывающего порошка;
  • при выборе порошка следует учитывать не только размер частиц, но и вещество, на основе которого он сделан. В зависимости от типа основы порошки могут иметь разные свойства. Например, растворимые порошки на основе сахара создают меньше проблем для последующей обработки оттисков, чем аналогичные порошки на основе крахмала, однако сильно загрязняют оборудование;
  • максимально сократите количество используемого порошка. Предпочтительны мелкодисперсные (15-20 мкм) или растворимые сорта;
  • регулярно очищайте от порошка все узлы машины, включая бак для лака.
В начало В начало

Формные материалы

Использование в качестве формного материала обычной офсетной резины, зачастую уже использованной, может привести к появлению проплешин на листе и к загрязнению офсетного полотна запечатанными красками с оттиска. Это происходит вследствие олиофильности поверхности офсетной резины, которая изначально предназначена для восприятия офсетных красок. Применение фотополимерных олиофобных форм в значительной степени устраняет данную проблему.

В настоящее время на рынке появились специальные пластины (так называемые лаковые пластины), применяемые как при сплошном, так и при выборочном лакировании. Они представляют собой полимерную композицию, нанесенную на один или два слоя полиэфирной основы. При подготовке к выборочному лакированию на поверхности такой пластины карандашом отмечают участки для будущего лакирования (с учетом небольшого растяжения при натяжении формы на цилиндр), затем их аккуратно, чтобы не задеть основу, вырезают по контуру скальпелем (при наличии САD-плоттера эти операции значительно упрощаются), отделяют от основы — и форма готова. Полимер гидрофилен, хорошо воспринимает лак, лаковые пластины значительно дешевле фотополимерных флексографских пластин, да и изготовление форм гораздо проще. Конечно, в случае, если выборочное лакирование предназначено для воспроизведения сложных рисунков, тонких линий и т.д., преимущество фотополимерных форм несомненно.

В секциях лакирования on-line современных печатных машин используются универсальные натяжные планки, пригодные для крепления как полимерных форм, так и офсетной резины. Поэтому в зависимости от вида работ возможно использование различных форм.

В начало В начало

Печатная машина

При проведении лакирования на том или ином полиграфическом оборудовании всегда полезно обратиться к производителю оборудования, продавцу лака и технологической инструкции по применению лака на данном оборудовании. Как правило, для машин существуют дополнительные устройства, не входящие в стандартную конфигурацию, которые могут оказаться нужными при лакировании.

Итак, приступаем к лакированию тиража. Если в процессе лакирования возникнут сложности, возможно, вам помогут рекомендации из табл. 3.

Таблица 3

 ДефектВозможная причинаРекомендуемый способ устранения
11 Лак не «накатывается» на валики лакировального аппарата Слишком низкая подача лака Отрегулировать подачу лака
Недостаточный (или избыточный) натиск между валиками Отрегулировать натиск
Лак был заморожен; такой лак может быстро образовать тонкую стекловидную пленку на валу, адгезия к которой последующих слоев лака невелика Заменить лак
Нарушение рецептуры лака в процессе производства Заменить лак
12 Лак засыхает на валиках в процессе работы Слишком низкая подача лака, в том числе вследствие малой вязкости Отрегулировать подачу лака
13 Лак накапливается по краям валиков в процессе работы Слишком высокая вязкость лака Измерить вязкость лака и при необходимости довести ее до необходимого значения
Ширина резины (формы) больше ширины лакируемого оттиска Подрезать резину или подобрать форму соответствующего размера
Ширина передаточного валика больше ширины лакируемого оттиска Подобрать валик необходимой ширины
14 Лак разрушает (растворяет) материал валика Материал валика неустойчив к данной химической среде Заменить валик
15 Лакируемый оттиск приклеивается к офсетному цилиндру Очень вязкий лак Довести вязкость до необходимого значения
Очень липкий лак Добавить агент, снижающий липкость
Низкая подача лака Отрегулировать подачу лака
Высокое давление между формным и офсетным цилиндрами Уменьшить давление (увеличить зазор между цилиндрами)
Лакирование было возобновлено после остановки машины Обязательно промыть офсетное полотно после остановки машины. При использовании водных лаков, если остановка составила более 10 мин – капать водой на валики
16 Лак наносится на весь оттиск, но по ширине листа – неравномерно Превышение допуска на соосность валиков Отремонтировать машину
Неравномерная подача лака по ширине листа Отрегулировать подачу лака
Накопление грязи на валиках Очистить валики
17 Царапины, кратеры на лаковой пленке Испорчен или засорен накатной валик Заменить или очистить валик
Транспортер лакировальной машины нуждается в регулировке или ремонте Произвести ремонт или регулировку транспортера
Неправильная настройка устройств транспортировки листа в печатной машине Проконсультироваться с поставщиком машины. Например, для некоторых моделей печатных машин существуют специальные устройства, обеспечивающие более «бережную» транспортировку листа, которые очень часто не входят в стандартную комплектацию машины
18 Высокая пена в корыте лакировального модуля, провоцирующая «кипение лака» на оттиске Возможно при использовании водных и органических лаков и не характерно для УФ-лаков Добавить пеногаситель
19 Лак плохо переносится на оттиск («проплешины») Недостаточное количество лака в системе Добавить новую порцию лака
Засорение насоса машины, накопление грязи на валиках или офсетном полотне Очистить соответствующий узел машины
Слишком низкое давление между цилиндрами Отрегулировать давление
20 Капли, потеки на поверхности оттиска Испорчен накатной валик Заменить валик
Накопление лака на концах валов См. п. 13
21 Накопление краски на офсетном полотне лакировального модуля Высокая плотность запечатки Увеличить подачу лака. Использовать менее липкий лак или лак с большим временем высыхания. Уменьшить интенсивность ИК-сушки
Неверно отрегулирован натиск между цилиндрами Понизить натиск между цилиндрами лакировального модуля
22 Вязкость лака в процессе работы быстро увеличивается (характерно для водных и органических лаков) Использование быстросохнущего лака при его небольшом расходе и малой скорости машины Применять лак с большим временем высыхания или регулировать вязкость добавлением растворителя
Высокая температура в цехе Проветривать цех. Установить кондиционер
23 Лак плохо смачивает незапечатанную поверхность бумаги Нарушение технологии мелования в процессе производства бумаги Заменить бумагу или попробовать добавить в лак смачивающий агент
Накопление краски на офсетном полотне лакировальной секции (при работе на бумагах типа Сhromolux) Очистить офсетное полотно. Попытаться компенсировать низкую смачиваемость увеличением подачи лака
24 Лак «проваливается» в поры бумаги Высокая пористость основы Заменить бумагу или нанести 2-3 слоя лака. Для УФ-лаков возможно применение специальных грунтов или добавок
25 Скручивание оттиска после лакирования и сушки Возможно при лакировании водными лаками некоторых типов бумаг плотностью менее 100 г/м2 Ни в коем случае не разбавлять лак водой! Использовать максимально быстросохнущий лак, нанося минимально возможное количество. Отключить ИК-сушку
Бумага пересушена вследствие неверного температурного режима хранения или низкой влажности воздуха на складе Провести акклиматизацию бумаги (выдержка 12-20 ч при температуре воздуха 18-23 оС и относительной влажности 55-60%)
26 «Выщипывание» элементов оттиска при нанесении лака Слишком рыхлая структура бумаги Заменить бумагу. Можно попробовать отлакировать бумагу перед печатью, затем отпечатать по лаку, отлакировать и т.д.
Незакрепившаяся краска на оттиске Применять по возможности быстрозакрепляющиеся краски
Слишком липкий или быстросохнущий лак Применять менее липкий, более вязкий лак с большим временем высыхания
Низкая подача лака или высокое давление между цилиндрами Попытаться увеличить подачу лака или отрегулировать давление
27 Эффект «апельсиновой корки» Слишком высокая вязкость лака Уменьшить вязкость или подогреть лак (для УФ-лаков)
Слишком высокая подача лака Отрегулировать подачу лака
Лак плохо растекается Добавить соответствующий вспомогательный агент либо заменить лак на менее вязкий
28 Низкий глянец пленки глянцевого лака; низкая матовость матового лака Незакрепившаяся краска на оттиске (особенно характерно при нанесении УФ-лаков) Увеличить время выдержки оттисков перед лакированием; при нанесении УФ-лаков возможна добавка специального агента или использование грунта
Лак не был перемешан перед началом работы Лак (особенно водный) необходимо тщательно перемешать
29 Лак плохо смачивает запечатанные участки оттиска и хорошо – незапечатанные Плохо закрепившаяся краска Увеличить время выдержки оттисков перед лакированием. Использовать быстрозакрепляющиеся краски. Использовать сиккативы (обязательно производство пробного тиража)
Плохолакируемые краски: на основе некоторых типов пигментов, например Rhodamine, Reflex Blue, светостойкие, слабо устойчивые к спиртам и щелочам, металлизированные Использовать специальный грунт. Использовать специальную добавку (только для УФ-лаков). Увеличить подачу лака. Заменить краску
Различные добавки в краску на основе парафинов По вопросу применения добавок проконсультироваться с поставщиком лака
Очень высокая интенсивность ИК-сушки в процессе нанесения красок Уменьшить интенсивность ИК-сушки
Нанесение УФ-лака «по сырому» на традиционные офсетные краски Применять специальный грунт либо наносить лак только на УФ-краски
В случае нанесения УФ-лака «по сухому» на традиционные офсетные краски Активировать поверхность краски, пропустив весь тираж через УФ-сушку без нанесения лака, затем нанести лак вторым прогоном
30 Многочисленные кратеры по всему оттиску, поверхность пленки не гладкая. Отдельные, бессистемно расположенные на оттиске нелакированные участки Избыток противоотмарывающего порошка при печати (обычно, когда лак наносится «по сухому») Уменьшить подачу порошка, использовать мелкодисперсные (15-20 мкм) или растворимые порошки. Удалить противоотмарывающий порошок с оттисков (протереть листы сухой тряпочкой вручную, если тираж небольшой, или прогнать листы через печатную машину, выключив подачу краски, но включив натиск, при этом очень часто – через каждые 100-500 листов – очищать офсетные полотна)
Лакировальный модуль или бак загрязнены противоотмарывающим порошком Почистить модуль или бак
31 Эффект «старого фаянса» При использовании водных лаков дефект наблюдается на участках с высокой плотностью запечатки только на верхнем листе стапеля из-за разницы температур сушильного устройства и атмосферного воздуха в цехе Нет необходимости устранять дефект
Дефект наблюдается на всех листах стапеля Использовать лак с большим временем высыхания. Увеличить подачу лака. Уменьшить интенсивность ИК-сушки
32 Слабая адгезия лака на готовом оттиске Незакрепившаяся краска на оттиске (особенно характерно при покрытии УФ-лаками) Увеличить время выдержки оттисков перед лакированием. При использовании УФ-лаков возможно добавление специального агента, применение грунта или предварительное активирование оттиска (как в п.29)
Лак не был перемешан перед началом работы Лак, особенно водный, необходимо тщательно перемешать
Лак и краска несовместимы Подобрать совместимые краску и лак
33 Цвета некоторых красок меняются под пленкой закрепившегося лака Характерно для всех лаков, более всего – для масляных и органических, менее всего – для УФ Напечатать пробный тираж и согласовать с заказчиком. Использовать высокопигментированную краску
34 Низкая стойкость лаковой пленки к истиранию Малый слой нанесенного лака Увеличить подачу лака, использовать специальный лак или добавки
35 Отмарывание или склеивание оттисков в стопе Повышенная влажность бумаги до печати Заменить или акклиматизировать бумагу (выдержка 12-20 ч при температуре воздуха 18-23 оС и относительной влажности 55-60%)
Слишком высокая подача лака Отрегулировать подачу лака
Незакрепившаяся краска на оттиске или плохая смачиваемость краски лаком Увеличить время выдержки оттисков перед лакированием. Использовать специальный грунт. Использовать специальную добавку (только для УФ-лаков). Увеличить подачу лака. Использовать быстрозакрепляющиеся краски. Заменить краску
Незакрепившийся лак При лакировании водными лаками использовать быстросохнущий лак или увеличить обдув оттиска. При лакировании органическими лаками увеличить температуру сушки, снизить скорость машины. При лакировании УФ-лаками проверить эффективность работы ламп (они имеют ограниченный ресурс и должны регулярно заменяться)
Повышенная интенсивность ИК-сушки Отрегулировать ИК-сушку
Повышенная температура стапеля при двусторонних печати и лакировании При лакировании обратной стороны листа желательно легкое опыление противоотмарывающим порошком. Обязательно контролировать температуру в стопе и состояние листов в течение первых 1-2 ч после лакирования. Формировать стапели меньшей высоты и, по возможности, хранить их на «холодном» складе
Хранение или транспортировка стапеля при повышенной температуре Соблюдение температурного режима хранения оттисков
36 Лаковая пленка не гладкая Избыток противоотмарывающего порошка при печати или лакировальный модуль загрязнен противоотмарывающим порошком Уменьшить подачу порошка, использовать мелкодисперсные порошки (15-20 мкм). Очистить лакировальный модуль
Неровная поверхность запечатываемого материала Заменить запечатываемый материал или попытаться использовать специальные добавки
Недостаточное количество лака Увеличить подачу лака
37 Лак на оттиске сохраняет свой запах Неполимеризовавшийся лак в порах бумаги при применении УФ-лаков (характерный запах может сохраняться до трех месяцев) Нет необходимости устранять дефект. Для обеспечения отсутствия запаха необходимо использовать не имеющий запаха УФ-лак катионной полимеризации
38 Лаковая пленка желтеет со временем Характерно для всех лаков, более всего – для масляных и органических, менее — для УФ В УФ-лак можно добавить специальный «отбеливатель»
39 Лаковая пленка «мутнеет» со временем Лак не был перемешан перед началом работы Лак необходимо тщательно перемешать
Неправильные условия хранения лака (возможно, лак был заморожен) Заменит лак
40 Слабая адгезия УФ-лака к грунтовочному лаку Неверно подобран грунт Заменить грунт
Незакрепившиеся краски или грунт Увеличить время выдержки оттисков перед лакированием
Недостаточный слой грунта Отрегулировать подачу грунта
41 При нанесении УФ-лака в режиме «по сырому» на традиционные офсетные краски с использованием специального грунта лак не закрепляется или глянец лаковой пленки недостаточен Нарушены режимы сушки, неверно подобраны краски, грунт, лак Следует использовать максимально быстрозакрепляющиеся краски и лак, а также специальный «жесткий» грунт. Желательно оснастить печатную машину модулями ИК-сушки после каждой красочной секции. Использовать мощности всех сушильных устройств машины. Расход грунта и лака должен быть не менее 5 г/м2
43 Пригодный для склейки и тиснения лак не клеится и не тиснится Слишком долгое хранение оттисков (более 6 месяцев) Обратиться к поставщикам, попытаться подобрать фольгу и клей
Клей несовместим с лаком Подобрать клей и определить условия склейки
Не соблюдены требования к условиям тиснения, не правильно подобраны фольга и клише Обратиться к поставщикам фольги
44 Пленка УФ-лака ломается при вырубке, биговке, фальцовке Слишком хрупкая  пленка лака Использовать лак, образующий более пластичную пленку или добавить специальный агент
Бумага пересушена Акклиматизировать бумагу (выдержка 12-20 ч при температуре воздуха 18-23 оС и относительной влажности 55-60%)
Неправильная биговка Проверить правильность подбора биговальных ножей и матриц, их состояние
45 Трудности при резке оттисков с двусторонним покрытием УФ-лаком Пленка УФ-лака слишком гладкая Добавить в лак специальный агент
Резальная машина не адаптирована к данной задаче Заменить нож, подобрать режим работы резальной машины
46 Футляр не приваривается к подложке, покрытой блистерным лаком Материал футляра не подходит для приварки Заменить материал футляра
Недостаточная температура приварки Увеличить температуру приварки
Недостаточное количество нанесенного лака Нанести необходимое количество лака
В результате долгого хранения (более года) лак потерял термоактивность Устранение дефекта едва ли возможно
47 СКИН-лаки: упаковка не формируется Свойства данных красок и СКИН-лака таковы, что изготовить упаковку можно только после предварительного перфорирования Провести предварительное перфорирование картона
В начало В начало

Хранение и последующая обработка лакированных оттисков

О необходимом режиме хранения лакированных оттисков уже упоминалось (п. 35), хотелось бы лишь еще раз подчеркнуть, что нужно обязательно контролировать листы в стопе минимум первые два часа после лакирования и не стоит формировать стапели высотой более 80-100 см, особенно в случае двустороннего лакирования.

Другие рекомендации к условиям хранения лакированных оттисков:

  • следует поддерживать климат склада сухим, не очень холодным и не очень жарким (особое внимание при работе с лаками «скин-блистер»!);
  • не рекомендуется хранить более 6 месяцев лакированные оттиски, предназначенные для последующего тиснения фольгой;
  • для оттисков под склейку необходимо заранее, до нанесения лака, подобрать совместимые лак и клей;
  • при использовании любых вариантов послепечатной обработки лакированных оттисков (высечки, биговки, приваривания блистерной формы и т.д.) нужно заранее (напоминаем: до нанесения лака!) изучить возможности лака, с которым вы работаете, и точно следовать технологическим инструкциям.
В начало В начало

Отгрузка продукции

Перед отгрузкой продукции заказчику целесообразно произвести тестирование готового тиражного оттиска. В зависимости от требований, предъявляемых к оттискам, следует провести общие (определение степени глянца, стойкости к истиранию и царапанью, шероховатости, колориметрических характеристик, коэффициента скольжения, хрупкости лаковой пленки и т.д.) или специфические (определение химической стойкости, впитываемости, возможности тиснения, склейки и т.п.) тесты.

 

Авторы выражают благодарность партнерам, друзьям за помощь в подготовке данного материала: коллективам ИПФ «Стезя» (г. Йошкар-Ола), «КБК» (г.Набережные Челны), «Полиграфоформление», «КПК» (г.Санкт-Петербург), «Московские учебники», «Август Борг», «1?я Образцовая типография», «КПК» (г.Москва).

Отдельная благодарность — главному технологу ИПФ «Стезя» Дмитрию Софронову и техническому консультанту HGS Центра Ирине Сулаковой.

«Мир Этикетки» 9'2002

Похожие статьи