Русская тройка на водочных этикеткахС петровских времен до автомобилизации Росписи, резьба, кисти и ленты «Ехали на тройке с бубенцами…» Изображение тройки на водочных этикетках
Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да молотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню — кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход — и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух. Упряжка трех лошадей в ряд — русская тройка — одно из тех изобретений нашего народа, которые не имели аналогов на Западе. Иностранцы, испытавшие езду на тройке, утверждали, что по быстроте она не имеет равных. К XIX веку русская конная тройка становится одним из символов, олицетворявших русскую удалую душу и бескрайние российские просторы. В литературе образ Руси-тройки канонизировал Николай Васильевич Гоголь (1809—1852). «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?» — вопрошает писатель в одиннадцатой главе романа-поэмы «Мертвые души». Такое сравнение не только поэтично, но и импонирует русским людям, ведь удаль, ассоциирующаяся с катанием на тройках, — исстари уважаемое на Руси качество. К тому же, как гласит еще одно удивительно меткое изречение из «Мертвых душ», «… какой же русский не любит быстрой езды?». Конечно, Гоголь отнюдь не первым ввел в художественную практику и поэтизировал образ тройной конной упряжки. Можно, например, вспомнить стихотворение декабриста Федора Николаевича Глинки (1786—1880) «Вот мчится тройка удалая…» (1824), ставшее любимой в народе песней, или живописные миниатюры федоскинских художников начала XIX века. Впрочем, по поэтичности и патриотическому пафосу гоголевская тройка, пожалуй, не имеет равных.
Классическая этикетка к водке «Сибирская»
Столь колоритный образ, как русская тройка, конечно же, не мог не быть широко востребован в брендинге. Его используют и торговые и инвестиционные компании, и туристические фирмы, и производители разнообразных потребительских товаров. Активно эксплуатируют образ тройки и ликеро-водочные заводы, тем более что русская водка — напиток, который также имеет ярко выраженный национальный колорит. Да и удалой езде на тройке водка помехой не считалась. Прежде чем перейти к рассмотрению изображений конных троек на водочных этикетках, остановимся на истории и особенностях этого старинного русского транспортного средства. С петровских времен до автомобилизацииПервые упоминания о русской тройке относятся к началу XVIII столетия. До этого в упряжку запрягалась одна лошадь или же несколько лошадей цугом. Уже во втором десятилетии XVIII века нарочная почта стала применять для езды первые тройки, а во второй половине века почтовая тройка в силу таких достоинств, как высокая скорость и выносливость, большая грузоподъемность и хорошая проходимость, стала широко применяться для перевозки курьеров и почты, а также пассажиров. Тройку лошадей запрягали в самые разные экипажи: сани, телегу, кибитку, тарантас, возок...
Этикетка к водке «Сибирская» Барнаульского ликероводочного завода
Пик популярности тройки приходится на первую половину XIX века. Позднее, по мере расширения сети железных дорог, роль тройки в почтовых и пассажирских перевозках постепенно уменьшается. Впрочем, в деревнях она еще долго была желанна на свадьбах и народных гуляньях. Конец более чем двухвековой истории русской тройки положило наступление эпохи автомобилей. Основой троечной упряжки является русская парная упряжка «на отлет» — для получения тройки с использованием такой упряжи припрягали две пристяжных лошади по сторонам от коренника. Троечная упряжь и каждый ее элемент отрабатывался десятками лет, а потому она исключительно рациональна – в ней нет ни одной лишней детали. Одна из особенностей тройки состоит в том, что рослый и мощный рысак-коренник бежит размашистой рысью, а более легкие пристяжные лошади скачут размеренным галопом, красиво изогнув головы в сторону и вниз. Левая пристяжная лошадь идет галопом с правой ноги, правая пристяжная — с левой. Лошади выбирают нужный темп галопа инстинктивно, стремясь сохранить устойчивость. Такая разноаллюрная езда выглядит очень гармонично и красиво. Росписи, резьба, кисти и лентыТроечные упряжки украшались росписями, резьбой, декорировались узорной тисненой кожей и металлическими наборными элементами. Расписывались и украшались резьбой деревянные клещи хомута и дуга коренника. Резной узор, как правило, состоял из графических примитивов — ромбов, кругов или треугольников. Для росписи первоначально широко применяли золотую краску, благодаря которой дуга горела в солнечных лучах, ярко выделяясь на фоне поля или леса. Позднее на золотой фон черной или красной краской стали наносить тонкий растительный орнамент, а в 60-е годы XIX века на смену золоченым дугам пришли живописные с изображениями красных розанов, синих гроздей винограда и зеленых трав. К концу XIX века дуга стала тоньше и места для резьбы и росписи убавилось, появилась мода на натуралистические изображения букетов цветов с травами и виноградом. Впоследствии дуги стали окрашивать в один цвет, иногда украшая их цветными лентами.
Этикетка к водке «Сибирская» компании «Сибирский бальзам»
Металлический набор из сплавов меди с никелем или цинком, посеребренной меди и даже чистого серебра эффектно сочетался в отделке упряжи с кожей седелок, шлей, узд и шорок. Помимо этого упряжь украшалась кистями, которые прикреплялись на уздах и шлеях, свисая спереди и по бокам лошадей.
Этикетка к водке «Русская» Змеиногорского завода «Ехали на тройке с бубенцами…»В связи с активным использованием троек в курьерской и почтовой службах появилась необходимость в их оснащении специальными сигнальными средствами, которые могли бы извещать пешеходов и другие экипажи о необходимости уступить дорогу и предупреждать персонал почтовых станций о потребности в сменных лошадях для перепряжки. Попытки внедрить западноевропейское изобретение — почтовый рожок — предпринимались со времен Петра Первого, однако успеха не имели. Ямщики предпочитали обходиться удалым свистом и молодецкими криками, причем даже штрафы и побои не помогали — почтовый рожок так и остался лишь элементом эмблемы российской почты. В последней трети XVIII века для сигнальных нужд стали применять бронзовый колокольчик — миниатюрную копию церковного колокола. Это изобретение, как и сама троечная упряжка, является чисто российским. Колокольчик, который привязывался сыромятным кожаным ремнем к средней части дуги над головой коренника тройки, называли поддужным, а также почтовым или ямским. Его звон был слышен за две версты. Помимо сигнальной функции, приятный звук колокольчика скрашивал однообразие поездок по необъятным российским просторам.
Этикетка к водке «Русская» Иткульского спиртзавода
Этикетка к водке «Русская» Рубцовского пищекомбината
Вслед за почтовыми тройками колокольчики стали использовать и многочисленные частные владельцы. Это привело к развитию производства колокольчиков, которое имело кустарный характер. Крупнейшим центром кустарного промысла по изготовлению колокольчиков стал город Валдай Новгородской губернии, выгодно располагавшийся посередине тракта Петербург — Москва, главной почтовой магистрали России. Многие мастера-литейщики украшали свои изделия орнаментом, геральдическими символами и надписями. Особенно популярны были изображения одноглавого или двуглавого орла, а также святого Георгия Победоносца. На колокольчике могли указываться год изготовления, имя мастера и место изготовления. Иногда его украшали целые фразы: «Купи, не скупись, езди, веселись», «Звенит — потешает, ездить поспешает» и т.п.
Этикетка к водке «Русская» Волгоградского ликероводочного завода
Этикетка к водке «Русская» Семипалатинского водочного завода
Массовый характер езды со звоном стал мешать работе почтовой службы, а потому в XIX веке не раз издавались указы, запрещавшие употребление колокольчиков частными лицами. Разрешение давалось только тем, кто служил на почте или в земской полиции, и то лишь на время исполнения ими служебных обязанностей. Поэтому с середины XIX века колокольчики на тройках были заменены бубенцами — полыми бронзовыми шарами, внутрь которых помещалась дробинка. Гирлянды бубенцов крепили на кожаные ошейники, которые надевали на шеи всех трех лошадей. Бубенцы издавали приятный приглушенный звон, причем со временем из множества подобранных по тональности звучания бубенцов стали создавать «гаммы» — группы, производившие при езде «согласный» звон. К концу XIX века, с утратой тройкой своего значения в почтовых перевозках, запреты на применение колокольчиков были сняты. После этого на тройках стали одновременно использоваться бубенцы и колокольчики: два-три десятка бубенцов вместе с одним-тремя колокольчиками специально подбирались в созвучие. Этот неповторимый по звучанию ансамбль получил название «ямской гармони». Изображение тройки на водочных этикеткахВ СССР изображение тройки применялось в оформлении этикеток к водке «Сибирская». Этот сорт водки отличается от классических рецептов повышенной крепостью – 45% спирта. Этикетка «Сибирской» оформлялась в холодных синих тонах. На картинке тройка лошадей — одна вороная и две белые — несет сани с возницей и двумя пассажирами по заснеженной деревушке. Над рисунком — в геометрическом центре этикетки — помещена многоконечная красная звезда, очевидно символизирующая солнце. После распада Советского Союза многие производители водки продолжали придерживаться классического оформления этикеток «Сибирской», тем более что с дизайнерской точки зрения оно почти безупречно. Стало лишь разнообразнее и богаче полиграфическое исполнение этикеток: используются тиснение цветной металлизированной фольгой и печать на металлизированной бумаге, которые позволили сделать оформление этикетки еще более «холодным». Таковы этикетки «Сибирской» производства Барнаульского ликероводочного завода и компании «Сибирский бальзам», выполненные на синей металлизированной бумаге.
Этикетка к водке «Русская» компании «Дружба» (г. Кимры)
В 90-е годы изображение тройки часто применялось при оформлении этикеток к водке «Русская». Таковы, например, этикетки Семипалатинского водочного завода, Иткульского спиртзавода, Павлодарского винно-водочного завода, компании «Продэкспо» из Московской области, Рубцовского пищекомбината, Волгоградского ликероводочного завода, компании «Дружба» из города Кимры и Змеиногорского завода. Пожалуй, самое большое впечатление производит оформление комплекта из этикетки, конрэтикетки и кольеретки к водке Змеиногорского завода, которое отличает строгий, узнаваемый стиль. В упрек их разработчикам можно поставить лишь неумеренность в использовании шрифтовых гарнитур — только для набора надписей на этикетке применено шесть разных шрифтов. Как курьез могут рассматриваться фактическая идентичность оформления этикеток к водкам Иткульского спиртзавода и Рубцовского пищекомбината (различны лишь названия производителей и некоторые параметры шрифтовой графики), а также применение разработчиками этикеток к водкам из Кимр, Волгограда и Семипалатинска одинакового исходного графического изображения тройки. Впрочем, сами этикетки последних трех предприятий оформлены совершенно по-разному: если этикетка к волгоградской «Русской» имеет минималистичный дизайн со скромным серым фоном, то этикетка к семипалатинской водке бросается в глаза буйством всех оттенков красного, дополненным золотым орнаментом. Выполненный на металлизированной бумаге этикеточный комплект к водке из Кимр можно было бы считать вполне заурядным, если бы не крупная надпись на контрэтикетке, извещающая об оригинальном дополнении, которое мастера из Тверской области внесли в классическую рецептуру русской водки, — добавлении перманганата калия (марганцовки).
Этикетка к водке «Русская» Павлодарского винно-водочного завода
Этикетка к водке «Томская»
Помимо «Сибирской» и «Русской» водок, изображение конной тройки использовалось и на этикетках других брендов. В частности, в коллекции автора имеются этикетки к водкам «Томская» (компания «Желика»), «Забава» (Продэкспо) и Troyka (De Hoorn, Голландия). Без курьезов здесь тоже не обошлось: оформление этикетки к водке «Забава» компании «Продэкспо» почти идентично дизайну этикетки водки «Русская» того же производителя — налицо оригинальный пример ребрендинга.
Этикетка к водке Troyka компании De Hoorn (Голландия)
Этикетка к водке «Забава» компании «Продэкспо»
Сопоставляя изображения троек на рассмотренных этикетках, можно отметить любопытную общую деталь — во всех случаях представлено зимнее катание на санях. Вероятно, это обусловлено желанием разработчиков создать контраст с согревающим характером крепкого напитка, особенно популярного как раз в зимнюю пору. Кроме того, белый чистый снег на этикетке подчеркивает чистоту содержимого бутылки. Изображения тройки в одних случаях выполнены в яркой красочной манере, родственной лубочным картинкам, в других, например на этикетках «Сибирской», схематичны и подчинены общему «холодному» цветовому решению.
Этикетка к водке «Русская» компании «Продэкспо»
Сегодня образ тройки в оформлении водочных этикеток применяется значительно реже, чем в 90-е годы. По-прежнему конная тройка украшает этикетку «Сибирской», однако число производителей этого сорта водки резко сократилось, поскольку товарный знак в результате многолетних судебных тяжб закрепило за собой ФКП «Союзплодоимпорт». Практически исчезли с прилавков многочисленные дешевые «Русские» водки с изображениями тройки, а на смену им пришли продукты премиум-класса, например «Сибирская тройка» (ВИНАП, Новосибирск) и «Смоленская тройка» («Бахус», Смоленск). Упаковка этих водок оформляется с использованием прозрачных этикеток и трафаретной печати по стеклу, а также специальных средств защиты от подделки. В частности, для элитной «Сибирской тройки» бутылки производятся по специальному заказу во Франции.
Этикетка к водке «Сибирская тройка» компании ВИНАП (Новосибирск)
Продолжают применять образ русской тройки и зарубежные производители водок. Например, в Литве изготавливается водка Troika, правда места изображению конной упряжке на ее этикетке не нашлось. Время идет, меняется рыночная конъюнктура, а конная тройка по-прежнему остается одним из наиболее ярких и характерных символов России. Закончить эту статью хотелось бы еще одной цитатой из «Мертвых душ» Николая Васильевича Гоголя: «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
При подготовке статьи использовались материалы публикаций Анатолия Ганулича в журналах «Охота» и «Кони Петербурга». |