Владельческие знаки на гравюрах и литографиях

 

Владельческие знаки на гравюрах и литографиях

Е.Л.Немировский

«Владельческие знаки на гравюрах и литографиях» — так называется книга, недавно выпущенная петербургским издательством «Дмитрий Буланин»1. Составлена она О.В.Власовой и Е.А.Балашовой по материалам отдела гравюры Государственного Русского музея. Владельческие знаки на листовых печатных материалах сродни экслибрисам, которые наклеивают на книги. И те и другие обозначают принадлежность материала тому или иному учреждению либо человеку. В этом смысле могут быть проведены параллели между владельческими знаками и издательскими марками, свидетельствующими о том, что книга выпущена конкретным издательством.

Владельческие знаки многое могут рассказать о составе собраний станковой графики, поведать об истории этих собраний, о пристрастиях и вкусах их владельцев. Вместе с тем они сами являются произведениями графики и именно в этом плане заслуживают нашего внимания. Труд О.В.Власовой и Е.А.Балашовой — не первое подобное пособие, но выпускались такие работы преимущественно за границей и русского материала не содержали. Известен, например, указатель владельческих знаков на гравюрах и литографиях, собранных в отделе графики Британского музея. Он был составлен Фэганом Луисом и выпущен в свет еще в 1883 году2. Указатель содержит краткие описания 671 владельческого знака. Труд О.В.Власовой и Е.А.Балашовой скромнее: в нем описано 164 знака. Учтены знаки преимущественно отечественных собирателей, но есть и опознавательные марки иностранных коллекционеров.

 

 

В указателе, о котором идет речь, помещены уменьшенные репродукции владельческих знаков. Размеры их оригиналов, к сожалению, не приведены. Составители сообщают подробные сведения о коллекционерах, которым принадлежали знаки, и это, пожалуй, наиболее ценная и интересная сторона их труда, которому можно дать однозначно положительную оценку.

Коллекция листовой графики Русского музея, носившего в свое время имя императора Александра III, начала формироваться вскоре после его открытия в 1898 году. Первые эстампы поступили сюда из Императорского Эрмитажа и Академии художеств. В дальнейшем собрание регулярно пополнялось, как правило, путем приобретения частных коллекций. В связи с этим нужно вспомнить, например, о коллекции Евгения Николаевича Тевяшова (1846—1914), приобретенной музеем в 1916 году.

 

Д.И.Митрохин. Эскизы владельческих знаков Русского музея

Д.И.Митрохин. Эскизы владельческих знаков Русского музея

 

Техника изготовления владельческих знаков может быть различной. В простейшем случае это печати, которые О.В.Власова и Е.А.Балашова не вполне правильно называют штампами, ибо штампы представляют собой рельефные бескрасочные оттиски, с помощью печатей же наносят красочные оттиски. Больший интерес для нас, естественно, представляют этикетки (или ярлыки), наклеиваемые на листы и выполненные полиграфическими способами. Такие знаки могут быть как шрифтовыми (их подавляющее большинство), так и изобразительными.

Владельческие знаки для собраний листовой графики иногда, хотя и не часто, создавали известные художники. Среди них, например, Дмитрий Исидорович Митрохин (1883—1873), который, как известно, рисовал и издательские марки. Одно время он заведовал отделом графики Русского музея и в 1918 году выполнил для него пять вариантов владельческих знаков. В их основе монограмма «РМ», помещенная в овале или в круге. Над монограммой изображен двуглавый орел — герб Российской империи.

 

Владельческий знак А.С.Власова

Владельческий знак А.С.Власова

 

Другой известный художник книги — Иван Федорович Рерберг (1892—1957) — исполнил владельческий знак для Петра Евгеньевича Корнилова (1896—1981), который возглавлял отдел графики Русского музея в 1932-1954 годах. У Корнилова было несколько знаков, которые он оттискивал или клеил на листах своего большого личного собрания. Коллекция эта находится частично в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, а также в музеях Астрахани и Вологды.

 

Владельческий знак П.К.Сухтелена

Владельческий знак П.К.Сухтелена

 

Прост, но изящен шрифтовой владельческий знак военного инженера и коллекционера графа Петра Корнилиевича Сухтелена (1751—1836), выполненный по рисунку архитектора Жана Тома де Томона (1760—1813), построившего в Санкт-Петербурге здание Биржи и знаменитые Ростральные колонны.

 

Владельческий знак П.П.Бекетова

Владельческий знак П.П.Бекетова

 

Геральдический характер имеет выполненный в литографской технике ярлык действительного статского советника Александра Сергеевича Власова (1777—1825). Под гербом помещено латинское изречение «Non ignobile otium» (“Не только на досуге”).

На знаке, принадлежавшем историку и издателю Платону Петровичу Бекетову (1761—1836), изображен крылатый сфинкс.

Можно констатировать, что владельческие знаки на листовой графике представляют собой несомненно интересную, но пока еще плохо изученную область декоративно-прикладного искусства.


1 Власова О.В., Балашова Е.Л. Владельческие знаки на гравюрах и литографиях. На материалах отдела гравюры Государственного Русского музея. СПб., 2003. 150с.

2 Fagan L. Collectors’ marks. Department of prints and drawings British Museum. London, 1883.

Мир Этикетки 11'2006

Похожие статьи