Этикетки из фольги

 

Этикетки из фольги

 

Этикетки из фольги широко используются для оформления бутылок с дорогими сортами пива, а также игристыми винами. Благодаря специфическому металлическому блеску фольга придает продукции респектабельный вид, свидетельствующий о ее высоком качестве и привлекающий покупателя. Помимо улучшения внешнего вида бутылки фольговые этикетки защищают ее от несанкционированного вскрытия, выполняя функцию капсюлей1.

Фольгу начали использовать как этикеточный и упаковочный материал около 100 лет назад. Вначале фольга изготавливалась из свинца, затем этот вредный для здоровья материал был заменен на алюминий.

Алюминий – наиболее распространенный в природе металл, его содержание в земной коре составляет около 8,8%. К достоинствам алюминия относятся его относительная дешевизна, малый удельный вес, высокая пластичность и хорошая коррозионная стойкость. Он легко поддается ковке, штамповке, прокатке, волочению. На воздухе алюминий покрывается тонкой, но очень прочной пленкой окиси, защищающей металл от дальнейшего окисления и обусловливающей его высокие антикоррозионные свойства. Алюминий стоек к воздействию воды, практически не взаимодействует с органическими кислотами, пищевыми продуктами. Алюминий обладает высокой отражательной способностью, близкой к серебру (он отражает до 90% падающей световой энергии).

Фольга изготавливается методом прокатки из листов мягкого отожженного алюминия, характеризующегося высокой величиной относительного удлинения. Для изготовления этикеток используют тисненую фольгу. В отличие от бумаги алюминиевой фольге не свойственна анизотропия2. К достоинствам фольги относятся также ее хорошие печатные свойства.

Толщина фольги – 8-15 мкм. На практике при отсутствии точных измерительных приборов примерная величина толщины фольги может быть определена по формуле:

где: t — толщина фольги, мкм; m — масса образца фольги, г; f — площадь образца, см2.

После прокатки фольга покрывается слоем цветного или бесцветного лака и, если требуется, запечатывается. Наиболее часто для печати на фольге используются флексографский и глубокий способы.

Обычно фольга лакируется и запечатывается с одной стороны. Однако если велика вероятность того, что после нанесения этикетки будет видна ее оборотная сторона (в особенности если ее цвет резко контрастирует с цветом запечатанной стороны), то целесообразно лакировать и запечатать и оборотную сторону или хотя бы ее кромку. Следует принять во внимание, что фольга, лакированная с двух сторон, имеет большую толщину, отличные от фольги с одним слоем лака механические характеристики и требует других настроек этикетировочного оборудования. Обратная сторона фольги обрабатывается специальным образом для улучшения ее адгезии к горлышку бутылки и пробке.

При разработке дизайна этикетки следует принять во внимание, что линейные размеры изображения не должны превышать соответствующие размеры свободной от складок зоны, которая, в свою очередь, определяется геометрией бутылки.

После лакирования и запечатывания производится тиснение фольги. Обычно используется тиснение с формированием узора из выпуклостей в форме червяков. Фольга для упаковки игристых вин часто тиснится узором из выпуклостей чашеобразной формы. Тиснение придает поверхности фольги фактурность, что улучшает как ее внешний вид, так и механические характеристики, в частности эластичность. Вместе с тем тиснение затрудняет восприятие напечатанных на фольге графики и текста, в особенности мелких штрихов и шрифтов малого кегля. Поэтому иногда, для облегчения восприятия напечатанной на фольге информации, ее поверхность после тиснения слегка разглаживается (с сохранением фактурного рисунка). Наилучший эффект дает разглаживание небольших областей, содержащих графику и мелкий текст. Разглаживание может также использоваться для создания за счет изменения отражательной способности поверхности фольги привлекательных визуальных эффектов (eye-catcher). Рекомендуется, чтобы между разглаженным участком и краем этикетки сохранялось поле с тиснением шириной не менее 8 мм.

folda

После тиснения и разглаживания может выполняться местная и/или общая перфорация фольги. Местная перфорация фольги обычно производится для формирования линии отрыва, чтобы при открывании бутылки отделялась лишь часть этикетки, прикрывающая колпачок или пробку. Линия отрыва обычно наносится на часть этикетки, закрывающую верхнюю часть горловины бутылки. Ее положение зависит от конструкции бутылки, особенностей укупорочного средства, а также от дизайна этикетки.

Общая перфорация –– высечка отверстий очень малого размера по всей поверхности фольги — может служить для ускорения высыхания клея, а также для облегчения удаления фольги при обработке возвратной тары. После приклейки к бутылке этикетки из неперфорированной фольги клей может сохнуть несколько недель, поскольку такое соединение почти герметично и испарение водной составляющей клея происходит очень медленно. Перфорация фольги сокращает время закрепления клея до 2-4 дней. Кроме того, перфорация позволяет исключить вероятность появления под фольгой плесени, избежать образования воздушных пузырьков, уменьшить время, в течение которого чувствуется запах клея. Для того, чтобы клей не выдавливался через перфорационные отверстия на внешнюю поверхность этикетки, что может ухудшать ее внешний вид, а также приводить к загрязнению механизмов этикетировочной и упаковочной машин), эти отверстия должны иметь очень малый размер. В процессе обработки возвратной тары перфорационные отверстия обеспечивают доступ раствора каустической соды под этикетку и соответственно ее быстрое отделение от бутылки.

Общая перфорация не вызывает существенного уменьшения механической прочности фольги, однако участки этикетки, к прочности которых, в силу особенностей дизайна бутылки или укупорочного средства, предъявляются повышенные требования, перфорировать не следует.

Заключительной операцией является высечка этикеток из полотна или из листов фольги (для этикеток прямоугольной формы вместо высечки может использоваться резка).

При обработке возвратной тары с алюминиевыми этикетками следует помнить, что каустическая сода, применяющаяся для смыва этикеток, вступает в реакцию с алюминием, в результате чего происходит образование алюминиево-натриевой соли и выделение водорода. Чтобы избежать взрыва при реакции водорода с атмосферным кислородом, моющее оборудование должно оснащаться эффективной системой удаления водорода.

 

По материалам компании Krones

Мир Этикетки 5'2003

Похожие статьи