Судьба «Богатырей»
Алексей Дроздов
История создания
Современная жизнь образа
В.М.Васнецов. Автопортрет. 1873 г.
Одним из ярчайших художественных образов, когда-либо созданных русскими живописцами, без сомнения, являются три богатыря с полотна В.М.Васнецова «Богатыри». Картина, которая уже более столетия украшает экспозицию Третьяковской галереи, хорошо известна не только ценителям живописи. Ее репродукции иллюстрируют школьные учебники и издания русских былин, а также красуются на этикетках водочных бутылок. Последнее неудивительно, ведь в созданном Васнецовым образе настолько органично сочетается мужество и сила духа, традиционно признаваемые лучшими качествами русских людей, что использовать его для продвижения российских товаров — вполне логичное решение. Весьма очевиден был и выбор товарной категории: водка — исконно русский продукт и основные его потребители — мужчины. Кто же откажется почувствовать себя былинным богатырем? Да и число витязей на картине вполне соответствует прочно вошедшим в наш фольклор традициям употребления этого напитка.
В.М.Васнецов. Богатыри. 1898 г.
Насколько уместно изображение на товарных этикетках репродукций шедевров искусства? Единого мнения на этот счет нет, да и, вероятно, быть не может. Кто-то считает, что присущая произведениям искусства аура гениального озарения несовместима с потребительским экслуатированием их образов. Другие полагают, что размещение репродукций на товарных этикетках несет образовательную функцию. Так или иначе, перед тем, как рассмотреть примеры современного использования созданного Васнецовым образа, уместно напомнить читателям об основных вехах жизни художника и об истории создания картины.
История создания
Виктор Михайлович Васнецов родился 3 (15) мая 1848 года в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. После окончания духовного училища в Вятке Виктора Михайловича определяют в семинарию, однако, не закончив ее, в 1867 году он подает заявление в Санкт-Петербургскую Академию художеств. Первая попытка оказывается неудачной, и Васнецов начинает обучение в рисовальной школе на Бирже при Обществе поощрения художеств.
На одной из памятных серебряных монет, выпущенных Центральным банком России в 1998 году к 150-летию со дня рождения В.М.Васнецова, изображение художника соседствует с фрагментом «Богатырей»
В 1868 году Виктор Михайлович все-таки поступает в Академию художеств, где учится до 1875 года под руководством П.В.Басина и В.П.Верещагина. В этот период Васнецов знакомится и заводит дружбу с М.М.Антокольским, И.Е.Репиным, В.Д.Поленовым, К.А.Савицким, В.М.Максимовым, В.И.Суриковым, П.П.Чистяковым и В.В.Стасовым. Он осваивает различные графические техники и активно работает над иллюстрациями к самым разнообразным изданиям, в числе которых «Народная азбука» и «Солдатская азбука» Н.П.Столпянского, «Детские рассказы и стихотворения» и «Русская азбука для детей» В.И.Водовозова, «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя, журналы «Всемирная иллюстрация» и «Семья и школа».
Постепенно Васнецов переходит от графических техник к живописи маслом. В 1973 году Павел Михайлович Третьяков (1832—1898) приобретает для своей коллекции его картину «Рабочие с тачками». С 1874 года Васнецов принимает участие в выставках Товарищества передвижных художественных выставок, а в 1878 году становится его членом.
Особое внимание художник уделяет фольклорным и историческим мотивам. «Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще в каком бы то ни было произведении искусства, в сказке, песне, былине, драме сказывается весь облик народа, внутренний и внешний, с прошлым, настоящим, а может быть и будущим. Только больной и плохой человек не помнит и не ценит своего детства, юности. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории», — считал Васнецов.
Этикетки водки «Русская» с фрагментами репродукций «Богатырей»
В 1871 году с карандашного рисунка «Богатырь» начинается цикл работ, венцом которого позднее станет картина «Богатыри». Шесть лет спустя, в парижской мастерской В.Д.Поленова, Васнецов выполняет первый эскиз маслом к «Богатырям». В конце 70-х годов Васнецов сближается с предпринимателем и меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым (1841—1918). Именно в принадлежавшем Мамонтовым имении Абрамцево в 1881-1882 годах Михаил Васильевич начинает работать над картиной «Богатыри». Работа требовала от художника напряжения всех сил. Жена С.И.Мамонтова — Елизавета Григорьевна — писала из Абрамцева летом 1881 года: «Васнецов весь ушел в своих “Богатырей”, его видим только по вечерам, он очень усердно пишет». Однако в то время картина не была закончена. Зато в 1882 году был написан второй вариант другой картины «богатырского» цикла — «Витязь на распутье».
Лишь в апреле 1898 года — спустя более двадцати лет после того, как были сделаны первые наброски, — в своей московской мастерской Виктор Михайлович завершил работу над «Богатырями». В том же году картина была куплена П.М.Третьяковым для уже переданного в дар Москве собрания, причем «Богатыри» стали последним крупным приобретением Павла Михайловича. В 1899 году картина участвует в первой персональной выставке Васнецова в Академии художеств. Основное же ее местонахождение неизменно уже более 100 лет — 26-й зал Третьяковской галереи, где она соседствует с еще четырьмя полотнами кисти Виктора Михайловича.
Картина написана маслом на холсте и имеет формат 295,3 Ѕ446 см. Сюжет картины сам Васнецов описал в письме к П.П.Чистякову следующим образом: «Картина моя “Богатыри” — Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого». Витязи стоят на границе между лесистыми холмами и степью — исконным источником опасности для древних славян. Дополнительное напряжение вносят затянутое тучами небо и сильный ветер, гнущий степные травы и развевающий гривы богатырских коней. Чуть правее и позади витязей над могильниками кружит хищная птица. Но богатыри величаво спокойны. За этим спокойствием угадывается их уверенность в своей силе и в правоте своего дела. Ракурс подобран художником так, что зритель видит богатырей как бы немного снизу, что добавляет им монументальности — фигуры как бы вырастают из земли. Следует отметить и безупречное, в плане истории оружия, воспроизведение художником амуниции богатырей.
Наследие Виктора Михайловича Васнецова, скончавшегося 23 июля 1926 года в Москве, исключительно богато и многогранно: десятки живописных полотен, росписи и мозаики церквей в Киеве (Владимирский собор), Санкт-Петербурге (церковь Воскресения), Дармштадте и Варшаве, оформление опер Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» и А.С.Даргомыжского «Русалка», дизайн центрального фасада здания Третьяковской галереи, церкви Спаса Нерукотворного и «Избушки на курьих ножках» в Абрамцеве и многие другие работы. И все-таки «Богатыри» в творчестве Васнецова занимают особое место. «Я работал над “Богатырями”, может быть, не всегда с должной напряженностью... но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука! Они... были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом...», — вспоминал художник.
Современная жизнь образа
В 2005 году, готовясь к крупной выставке русского искусства в нью-йорском музее Гуггенхайма, фонд Потанина организовал исследование общественного мнения, в рамках которого 5 тыс. посетителей Государственной Третьяковской галереи были опрошены на предмет того, какие произведения русской живописи должны представлять Россию за рубежом, а какие не должны. По результатам этого опроса первое место в списке произведений, которые обязательно следует экспонировать, досталось «Троице» Андрея Рублева, а второе — «Богатырям» В.М.Васнецова. Такое совпадение даже дало повод для ерничества. В частности, газета «Коммерсантъ» писала: «Получается, что в голове “народа” три ангела Рублева как бы то же самое, что три богатыря, то есть представляют вовсе не Бога Отца, Сына и Святого Духа, а Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Невольно думаешь, что главным здесь является, так сказать, соображение русской духовности на троих, и это тем более кстати, что следующими произведениями обязательно, по мнению “народа”, должными представлять Россию в Гуггенхайме, оказываются “Московский дворик” Василия Поленова и “Грачи прилетели” Алексея Саврасова. Оба произведения являют идеальные сезонные мизансцены для отдыха русских богатырей, в душе являющихся сущими ангелами, на троих». Оставив смелые аналогии на совести журналиста газеты «Коммерсантъ», отметим, что результаты опроса все-таки дали достаточно причин для сарказма, ведь в числе работ, которые, по мнению большинства опрошенных, выставлять за рубежом не следует, оказались такие шедевры, как «Демон сидящий» М.А.Врубеля, «Бабы» Ф.А.Малявина, «Явление Христа народу» А.А.Иванова, а возглавил этот список «Черный супрематический квадрат» К.С.Малевича. О чем говорят результаты опроса? Очевидно, о том, что созданный В.М.Васнецовым образ обычным людям куда понятней и ближе, чем тот же «Демон» Врубеля и тем более супрематические абстракции Малевича.
Этикетка пива «Три богатыря»
Как уже отмечалось выше, образ богатырей был, можно сказать, обречен на коммерческое использование. В 90-х годах прошлого века он начал активно эксплуатироваться производителями водки. В качестве иллюстрации здесь приведены несколько образцов таких этикеток.
Хотя представленные этикетки предназначались для продукции разных ликеро-водочных заводов, но марка водки одинаковая — «Русская», и дизайн этикеток практически идентичный. Все этикетки имеют прямоугольную форму; средняя часть прямоугольника задумана золотой, а верхнее и нижнее поля — красными. На золотом поле в красной рамке размещена репродукция картины В.М.Васнецова, причем во всех случаях присутствует подпись с названием картины и фамилией художника. Ниже репродукции черной краской нанесено название водки и сопутствующая информация: название производителя, крепость, объем тары, ГОСТ и т.п. На верхнем и нижнем красных полях вывороткой продублировано название водки.
Хотя полиграфическое исполнение этикеток различно, но, как и сам дизайн, оно в лучшем случае может быть оценено как посредственное. В нескольких случаях для имитации золотой плашки применены триадные краски, поскольку на металлизированные то ли не нашлось денег у заказчиков, то ли типография их по каким-то причинам не смогла приобрести. Оценивая воспроизведение репродукции «Богатырей», следует отметить, что во всех случаях изображение кадрировано, в частности обрезана правая часть картины. К разряду курьезов можно отнести тот факт, что на одной из этикеток неизвестный художник подкорректировал оригинал Васнецова, фактически создав собственную версию «Богатырей». Качество воспроизведения репродукции колеблется от «плохого» до «очень плохого».
Сегодня «Богатырей» на водочных этикетках можно увидеть все реже. Причина тому вполне очевидна. В 90-х годах этот образ использовали сразу несколько ликеро-водочных заводов для оформления напитков, мягко говоря не премиум-класса, качество которых зачастую оставляло желать лучшего. Пока конкуренция была невысокой, использование «богатырей» вполне себя оправдывало. Со временем, однако, у производителей водки появилось желание дифференцировать свою продукцию от изделий конкурентов, что привело маркетологов к необходимости использовать не столь простые ходы, как тривиальная эксплуатация созданного Васнецовым образа. Быть может, оно и к лучшему…
К сказанному можно добавить, что в 2002 году на рынке появился новый пивной бренд «Три богатыря», принадлежащий компании SABMiller. Хотя графическое оформление банок и бутылочных этикеток этого пива фактически не имеет ничего общего с картиной Васнецова, преемственность образа, тем не менее, несомненна.
Мир Этикетки 6'2007
|