M-real реструктурирует бизнесКонсолидация отрасли и ключевые сегменты рынка Фабрики M-real Kangas и Aanekoski
Поступавшие в течение последнего года известия о закрытии производственных мощностей M-real и продаже активов компании, в частности группы Map, вызывали тревогу, тем более что M-real занимает ведущие позиции в большинстве основных сегментов российского рынка печатных бумаг и картонов. Ответ на вопрос, что происходит с компанией, позволил получить состоявшийся в конце сентября пресс-тур, в ходе которого российские журналисты встретились с топ-менеджерами M-real: президентом Микко Хеландером (Mikko Helander), вице-президентом и главой подразделения Consumer Packaging Микой Юкио (Mika Joukio), а также с вице-президентом и главой подразделения Publishing Грегори Геттингером (Gregory Gettinger). Кроме того, в программу пресс-тура вошло посещение фабрик по производству бумаги и картона Kangas и Aanekoski. Программа реструктуризацииВ конце 90-х годов перспективы развития рынка оценивались весьма оптимистично, в результате чего ряд крупнейших производителей бумаги, включая M-real, инвестировали значительные средства в увеличение своих производственных мощностей. Однако реальная ситуация в 2000-х годах не оправдала прогнозов: цены на сырье, в частности древесину, и энергоресурсы постоянно растут; экспорт за пределы Европы имеет тенденцию к уменьшению ввиду высокого курса евро и растущего производства бумаги и картонов в Азии; цены же на готовую продукцию в Европе в последние несколько лет снизились на 20-25% из-за дисбаланса предложения и спроса. В результате европейские производители бумаги оказались перед необходимостью реструктуризации бизнеса и закрытия избыточных производственных мощностей.
Микко Хеландер
M-real стала первым крупным европейским производителем бумаги, начавшим масштабную реструктуризацию. В марте 2006 года Совет директоров компании инициировал переоценку имеющихся видов бизнеса. В октябре того же года началась реализация программы реструктуризации, которая была расширена в феврале 2007-го. Эта программа предусматривает следующие меры:
В настоящее время результаты этой программы даже превосходят запланированные величины. В частности, выручка от продажи активов — группы Map и фабрик по изготовлению картонной упаковки — составила около 680 млн евро вместо запланированных 500 млн евро, перевыполнены и планы по снижению издержек (140 млн евро в год). Реализация программы реструктуризации позволила M-real стабильно повышать рентабельность, улучшить финансовое положение и снизить уровень задолженности. Так, в первое полугодие 2007 года по сравнению с первым полугодием 2006-го, несмотря на снижение объема продаж с 2819 до 2792 млн евро, операционная прибыль увеличилась с 14 до 35 млн евро, а показатель прибыли на инвестированный капитал вырос с 1,1 до 2,0%. Закрытие двух фабрик в Великобритании и Швеции, а также остановка двух бумагоделательных и одной картоноделательной машин на действующих предприятиях уменьшили мощности компании на 555 тыс т в год, что будет способствовать восстановлению баланса предложения и спроса на бумагу и картон. Консолидация отрасли и ключевые сегменты рынкаРуководство M-real придает большое значение консолидации европейской бумажной отрасли, необходимой для разработки производителями бумаги совместной стратегии развития. По мнению Микко Хеландера, оздоровлению рынка должна способствовать фокусировка и концентрация ресурсов основных игроков на отдельных сегментах рынка. Ключевыми сегментами рынка для M-real являются производство материалов для потребительской упаковки (подразделение Consumer Packaging) и журнальных бумаг (подразделение Publishing).
Подразделение Consumer Packaging объединяет мощности по производству упаковочных картонов (второе место в Европе), крафт-лайнера с беленой лицевой стороной (первое место в мире), упаковочной и этикеточной бумаги, а также основы для обоев (первое место в мире). В настоящее время на долю M-real приходится около 28% производимых в Европе упаковочных картонов. Картоны изготавливаются на четырех фабриках, расположенных в Финляндии. Также M-real является крупнейшим в мире производителем химикотермомеханической (ХТМ) целлюлозы, которая придает картонам особо высокие механические качества. Акцент на развитии производства материалов для потребительской упаковки обусловлен не только хорошими позициями M-real в соответствующих сегментах рынка, но и благоприятными тенденциями в этом бизнесе. В частности, в 2007 году увеличились потребности в картоне, что обеспечило хорошую загрузку производственных мощностей, а кроме того, впервые за несколько лет выросли цены на упаковочный картон. На европейском рынке журнальных бумаг M-real занимает третье место. При этом компания располагает очень сильным брендом Galerie, который объединяет пять марок мелованных чистоцеллюлозных бумаг: Galerie Lite, Galerie Brite, Galerie One, Galerie Fine и Galerie Art. Бумаги Galerie производятся на четырех фабриках, три из которых расположены в Финляндии, а одна — в Швеции. В число крупнейших потребителей бумаг Galerie входит и Россия. Отличительной особенностью бумаг Galerie является сочетание высокой пухлости, непрозрачности и белизны, что обеспечивает возможность экономии краски и использования бумаги меньшей массы. Кроме того, M-real предлагает заказчикам ряд интересных сервисных услуг, например помощь в управлении цветовоспроизведением, изготовление моделей изданий, а также консультации и обучающие семинары. В настоящее время прогнозы относительно развития журнального рынка оптимистичны, что должно позитивно сказаться на росте спроса на мелованные бумаги. Благодаря выводу из эксплуатации европейскими производителями оборудования с годовой мощностью 1,7 млн т мелованной бумаги, загрузка европейских предприятий в 2007 году должна составить 95%, что является очень хорошим показателем и создает предпосылки для роста маржи.
ИнвестицииВ настоящее время на рынке наблюдается дефицит целлюлозы, что дестабилизирует положение производителей бумаги. Поэтому важным стратегическим решением M-real стали инвестиции в размере около миллиарда евро в строительство завода по производству целлюлозы в Уругвае — совместный проект с рядом других крупных производителей бумаги. Запуск нового завода мощностью около 1 млн т в III квартале этого года позволит M-real полностью обеспечить свои потребности в целлюлозе за счет собственного производства. Планируется, что на фабрики M-real ежегодно будет поступать от 250 до 280 тыс. т произведенной в Уругвае высококачественной эвкалиптовой целлюлозы. Ожидается, что за счет очень низкой себестоимости этой целлюлозы затраты на производство чистоцеллюлозных бумаг снизятся на 30-40 млн евро в год. В рамках программы реструктуризации M-real планирует ограничить инвестиции главным образом вложениями в совершенствование имеющегося оборудования. Фабрики M-real Kangas и AanekoskiЭкскурсии на фабрики Kangas и Ддnekoski позволили убедиться в высочайшей культуре производства на предприятиях M-real. Несмотря на кризис в бумажной отрасли, бумаго- и картоноделательные машины на фабриках работают с полной загрузкой. M-real KangasКак и многие предприятия финской целлюлозно-бумажной промышленности, фабрика Kangas была основана, когда Финляндия еще входила в состав Российской империи. Интересной особенностью этого предприятия является то, что оно расположено в центре города, что обусловливает повышенные требования к экологичности производства. В Kangas эксплуатируются две бумагоделательные машины общей мощностью 310 тыс. т в год (850 т в день). В настоящее время штат фабрики составляет 240 человек, а годовой оборот — более 200 млн евро.
Картоноделательная машина в M-real Aanekoski
После модернизации, с 2001 года, обе машины делают бумагу Galerie One, которая имеет плотность от 65 до 150 г/м2 и отличается сочетанием высокой пухлости, белизны и непрозрачности. Высокая пухлость и непрозрачность достигаются за счет применения ХТМ-целлюлозы из осины, а повышенная степень белизны — благодаря гипсовому меловальному слою. Изготовленная на фабрике Kangas бумага экспортируется в Россию, Польшу, Великобританию, США и многие другие страны мира. Производственный комплекс M-real AanekoskiПроизводственный комплекс в городе Aanekoski включает предприятия по изготовлению целлюлозы и компонентов покрытия для бумаги, фабрики по производству бумаги и картона (персонал 310 и 180 человек соответственно), собственную электростанцию, а также офисный комплекс. Первое предприятие здесь было создано в 1896 году, в 1899-м начат выпуск картона, а в 1906-м — бумаги. Бумажная фабрика Aanekoski в настоящее время располагает одной бумагоделательной машиной, на которой в 1989 году было начато производство бумаги Galerie Art. С 1993 года эта бумага любой плотности имеет трехслойное мелование, а с 1999-го в состав ее покрытия вводится производимый в Aanekoski пигмент на базе карбоната кальция. Картонная фабрика Aanekoski имеет годовую мощность185 тыс. т. В 2002 году проводилась модернизация картоноделательной машины, после которой был налажен выпуск картонов Carta Solida (Galerie Vision) и Carta Integra (Galerie Image) с использованием отбеленной ХТМ-целлюлозы.
Производственный комплекс M-real Aanekoski
Структура картона Carta Integra включает два слоя из отбеленной химической целлюлозы, между которыми расположен базовый несущий слой из ХТМ-целлюлозы. Лицевая сторона картона имеет двухслойное мелованное покрытие, а оборот — однослойное покрытие. Картон Carta Solida имеет сходное строение, но его оборотная сторона — немелованная. Преимуществом ХТМ-целюлозы является сочетание достоинств химической и механической целлюлозы, благодаря чему картон характеризуется как высокой белизной и гладкостью, так и жесткостью, а также пухлостью. Carta Integra выпускается плотностью от 170 до 330 г/м2, а Carta Solida — от 185 до 320 г/м2. Эти картоны рекомендуется использовать для изготовления фармацевтической, косметической, сигаретной и пищевой упаковки, а также для почтовых карточек и открыток, обложек тетрадей, упаковок CD- и DVD-дисков, рекламных материалов и папок. * * * Хочется надеяться, что предпринятые производителями бумаги меры позволят им в кратчайшие сроки преодолеть кризис. К сожалению, одним из важных условий стабилизации положения в бумажной отрасли является рост цен на бумагу и картон. Избежать этого невозможно из-за стабильного подорожания древесины и энергоресурсов, поэтому к росту цен надо быть готовым… |