Система управления проектными данными: опыт практической реализации

 

Система управления проектными данными: опыт практической реализации

Василий Зайцев

Заместитель главного инженера института «ТатНИПИнефть» ОАО «Татнефть».

Алексей Лихачев

Главный специалист ООО «КАД Хауз БАйС».

В настоящее время использование современных систем автоматизированного проектирования является необходимым условием конкурентоспособности для любой проектной организации. Однако для получения максимального результата от вложенных средств необходимо создание единого информационного пространства проектной организации, обеспечивающего управление создаваемыми данными, существующей информацией и процессом проектно-изыскательских работ в целом. Практический опыт внедрения систем автоматизированного проектирования в проектных организациях и исследования в этой области показывают, что ядром комплексного информационного пространства является система управления проектными данными (далее по тексту — СУПД), которая состоит из трех взаимосвязанных компонентов: проектные инженерно-технические данные, управляющие проектным производством данные и электронный архив этих данных.

В статье речь пойдет о практической реализации этих функций в проектной части института «ТатНИПИнефть» ОАО «Татнефть» (г.Бугульма). Освоение этой системы проходило в рамках реального пилотного проекта площадки ДНС — характерного объекта проектирования нефтегазодобывающей компании. Была создана группа администраторов СУПД и комплексная бригада из числа ведущих специалистов-проектировщиков, включая главного инженера проекта. Проектирование велось в информационной среде клиент-серверной системы ProjectWise с использованием инженерных конфигураций CAD-платформы MicroStation/J компании Bentley Systems, офисных приложений компании Microsoft и других необходимых программ просмотра и редактирования документов. Техническая поддержка проектировщиков осуществлялась интеграторами ООО «КАД Хауз БАйС» (г.Москва) и ЗАО «АБАК-Центр» (г.Казань). Это первый реальный опыт такой комплексной работы по освоению новых технологий среди проектных организаций нефтегазового комплекса России. Не будем останавливаться на технологии производства проектной продукции, что, конечно, также интересно, а опишем возможности СУПД на реальном примере.

Весь процесс освоения СУПД был разбит на несколько этапов. Предварительно была проведена установка серверного программного обеспечения и клиентских рабочих мест ProjectWise, интегрированных с необходимыми приложениями.

Задачей самого первого этапа являлось правильное структурирование информации и организация электронного архива с правами доступа для пользователей. На этом этапе необходимо было проанализировать, с какими типами данных и с какими документами идет работа. Причем нужно было учитывать информацию не только из проектных отделов, но и из аппарата управления, бухгалтерии, нормоконтроля и других подразделений. Учитывая тот факт, что практически все проектные организации имеют большие бумажные архивы готовых проектов, необходимо было разработать технологию обработки информации в бумажном виде (рис. 1).

Рис. 1. Структурная схема организации электронного архива

По результатам проведенных исследований структуры и взаимодействия подразделений проектной организации была разработана функциональная модель деловых процессов (по стандарту IDEF0) с учетом создаваемой в проектной части института системы менеджмента качества, в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000, информационная модель системы и структура каталогов для хранения информации. Данная структура хранения документов предоставляет сотрудникам быстрый и удобный доступ ко всей необходимой информации. Причем, используя функциональные возможности ProjectWise, можно хранить документы во вложенных папках на разных файловых серверах, что не позволяют делать обычные файловые системы. Таким образом, можно создавать единое представление — комплексное информационное пространство с разграничением прав доступа, включающее информацию не только самого института, но и территориально удаленных подразделений, филиалов и даже сотрудников. С помощью «Организатора» пользователь может узнать, с какими документами в данный момент он работает и какой у этих документов статус (рис. 2).

Рис. 2. Организатор ProjectWise

Учитывая большое количество параллельно ведущихся проектов, сжатые сроки выполнения проектных работ и необходимость минимизации временных затрат на подготовку проекта и выдачу технических заданий, была разработана шаблонная технология. Шаблон проекта включает структуру папок, связанные между собой шаблоны документов, права пользователей и групп пользователей на доступ к информации, определенный набор атрибутивной информации для документов, маршруты прохождения документов и другую интеллектуальную информацию. Таким образом, данная технология позволяет на основе предварительно разработанного интеллектуального шаблона (или нескольких шаблонов) проекта быстро создавать структуру нового проекта, тем самым предоставляя пользователям возможность начинать работу над проектом в соответствии с определенными регламентами доступа к его разделам. Сразу после создания структура папок под новый проект редактируется администратором в соответствии с требованиями главного инженера проекта к проектируемому объекту: состав проекта, количество объектов по генплану, задействованные проектные подразделения (рис. 3).

Рис. 3. Создание нового проекта на основе шаблонов папок и документов

При выполнении работ по проекту сотрудники используют уже имеющиеся в структуре папок документы и создают новые. Если представить структуру проекта (включая сами документы) в виде дерева, то практически все ветви этого дерева (папки) и отдельные листья (документы) будут заданы жестко, без права изменения имени или даже содержимого. В то же время в структуре проекта будут папки, в которых пользователи смогут создавать свои документы. Процесс создания новых документов может происходить как в проводнике ProjectWise, так и непосредственно внутри приложения, с которым интегрирован ProjectWise. Новые документы создаются на основе шаблонов, также расположенных в общей структуре папок ProjectWise. Это позволяет поддерживать единые стандарты на шаблоны в рамках организации, быстро и централизованно вносить изменения в шаблоны, причем система автоматически оповестит всех об этих изменениях. Сама последовательность действий в процессе создания нового документа выделена в мастер создания документов, который по шагам собирает всю необходимую информацию и автоматически сохраняет ее в виде атрибутивной информации для документа. Использование классификаторов, в том числе многоуровневых, позволяет избежать множества ошибок при вводе пользователем данных с клавиатуры. Кроме того, существует возможность использовать атрибутивную информацию документа для создания уникального кода документа, который создается автоматически, по правилам, определенным администратором системы (рис. 4).

Рис. 4. Мастер создания документов

Когда работа мастера создания документов завершена, новый документ готов, на него автоматически заводится карточка, состоящая из нескольких страниц. Состав и представление атрибутивной информации, содержащейся на страницах «Атрибуты» и «Дополнительные атрибуты», полностью настраиваются администратором. Некоторые поля в этой карточке заполняются автоматически. Например, по номеру проекта система определяет название проекта и его главного инженера (рис. 5).

Рис. 5. Автоматическое заполнение полей в карточке документа

Следующим наиболее важным вопросом является предоставление пользователям прав на доступ к информации. ProjectWise имеет объектно-ориентированную систему определения прав доступа к информации. На основании результатов обследования организации, структуры ее подразделений, должностных обязанностей и полномочий сотрудников в подразделениях разрабатывается модель предоставления прав на доступ к информации СУПД со стороны пользователей. Определяются уровни доступа, пользователи объединяются в группы, которые, в свою очередь, входят в более сложные структуры — списки. Данные функциональные возможности ProjectWise, а также объектное наследование прав доступа позволяют очень гибко настраивать под каждого пользователя разрешение на доступ к документам и папкам СУПД (рис. 6).

Рис. 6. Настройка прав доступа к папкам и документам

Особенности функциональных возможностей ProjectWise заключаются в том, что, во-первых, в системе разделены права доступа к документу «видеть» и «открыть в приложении», а во-вторых, существует возможность создавать свои собственные структуры виртуальных каталогов либо пользоваться глобальными виртуальными каталогами, то есть с помощью данной функции администратор может предоставить пользователям определенные права на доступ к вложенной папке в общей структуре папок и при этом закрыть доступ к родительской папке.

После того как реализованы основные функции электронного архива, утверждена общая структура папок и структура типовых проектов, можно приступать к реализации таких функций технического управления данными, как маршрутизация документов и создание интеллектуальных запросов к СУПД.

Маршрутизация документов осуществляется по заранее определенным маршрутам. Сначала администратор перечисляет все возможные стадии для всех документов, затем эти стадии группируются в маршруты. Для каждой стадии маршрута указываются права на доступ к документам. С помощью данных функциональных возможностей, реализуется процедура согласования и утверждения документов (рис. 7). Имея соответствующие права, пользователь может перемещать документ как на предыдущую, так и на последующую стадии маршрута.

Рис. 7. Средства маршрутизации документов

При этом служба рассылки сообщений автоматически рассылает уведомления об изменении стадии маршрута документа. Все пользователи, которые должны знать об изменении стадии маршрута этого документа, получат специальное сообщение (рис. 8).

Рис. 8. Автоматическая рассылка уведомлений агентом ProjectWise

Обмен сообщениями может производиться как через обычные почтовые программы, так и с использованием внутренних средств обмена сообщениями ProjectWise. Использование внутреннего обмена предпочтительнее, так как в этом случае он происходит по защищенным каналам, а вместо приложенных документов передаются ссылки на эти документы, что позволяет минимизировать сетевой трафик и исключить потерю целостности.

Система ProjectWise имеет очень широкие функциональные возможности для поиска документов и получения необходимой информации. Поиск документов производится по карточке документа, на которой пользователь указывает всю известную ему атрибутивную информацию (рис. 9).

Рис. 9. Поиск документа по известной атрибутивной информации

Для выполнения различных информационных запросов (например, сколько документов было создано конкретным сотрудником; сколько чертежей было выпущено сотрудником за отчетный период; показать все просроченные документы по текущему проекту и т.д.) администратор предварительно составляет список таких запросов, затем заполняет формы поиска и сохраняет их для каждого из запросов. В дальнейшем этими сохраненными запросами могут пользоваться другие сотрудники. Для этого им нужно будет просто выбрать запрос (рис. 10).

Рис. 10. Использование сохраненных запросов

Таким образом, в данной статье были изложены основные этапы освоения и внедрения СУПД на базе ProjectWise компании Bentley Systems. Была рассмотрена реализация основных функциональных возможностей СУПД. Понятно, что полное и успешное внедрение подобной системы в рамках всей организации приводит к значительному увеличению производительности и повышению качества выпускаемой продукции, предоставляет возможность получения актуальной оперативной информации о состоянии проекта и дает многие другие преимущества. Тем не менее даже реализация самых основных функций СУПД практически моментально положительно отражается на работе проектной организации. Результатом внедрения этих основных этапов являются возможность быстрого поиска всей необходимой информации, работа только с актуальной и постоянно обновляемой информацией, параллельная групповая работа пользователей, единое информационное пространство, контроль доступа по предоставленным разрешениям и правам.

Как показал практический опыт реализации пилотного проекта ДНС, сложность освоения и внедрения подобного рода систем объясняется в основном следующим:

  • во-первых, специалисты, занимающиеся непосредственно освоением и внедрением систем, должны хорошо понимать технологию работы проектной организации, знать ее специфические особенности и узкие места, замедляющие и затрудняющие ход выполнения проектных работ;
  • во-вторых, важно реализовать все необходимые функции управления информацией в рамках проектной организации, учитывая существующую технологию выполнения проектно-изыскательских работ;
  • в-третьих, нужно обеспечить наиболее полную интеграцию СУПД с CAD-платформой, инженерными приложениями, офисными приложениями и другими программами, необходимыми для работы;
  • в-четвертых, необходимо учитывать человеческий фактор, сложившиеся стереотипы мышления сотрудников, поэтому инструментарий управления данными должен быть максимально простым для пользователя и иметь интуитивно понятный, удобный интерфейс.

Но, несмотря на определенные сложности, специалисты проектной части института «ТатНИПИнефть», осваивающие в ходе пилотных проектов и уже использующие СУПД, высказывают единодушное мнение о необходимости внедрения такой комплексной системы на все проектное и строительное производство компании «Татнефть».

ООО «КАД Хауз БАйС» выражает признательность руководству и специалистам института «ТатНИПИнефть» за материалы, предоставленные для данной публикации.

Мир Этикетки 8'2002

Похожие статьи