Что в имени тебе моем...

 

Что в имени тебе моем...

Александр Рыжиков, Николай Павлович

В условиях жесткой конкуренции производители алкогольных напитков стремятся всеми способами выделиться на общем фоне. Для этого используется оригинальное оформление продукции — бутылки необычной формы, яркие привлекательные этикетки, однако не менее важное значение имеют названия напитков…

Точное число ликероводочных заводов, появившихся в нашей огромной стране за годы после окончания тщетной борьбы с пьянством, знают, наверно, только компетентные органы. Сегодня почти в каждом российском городке обязательно отыщется такой заводик. Мало того, в некоторых городах Северной Осетии на одной улице уживаются сразу несколько заводов, производящих водку и прочие крепкие напитки.

В былые времена, когда алкогольные напитки продавались в строго установленные часы, покупатель не имел большого выбора: «Московская», «Столичная», «Пшеничная» составляли основу ассортимента винно-водочных отделов, а из напитков, приготовленных по специальной рецептуре, можно было приобрести лишь несколько горьких настоек, вроде: «Померанцевой», «Калгановой», «Анисовой» и «Перцовой». Зато теперь ситуация кардинально поменялась и в многообразии названий различных крепких алкогольных напитков, как говорится, без бутылки не разберешься. Примитивные и невзрачные прямоугольные этикетки постепенно уходят в прошлое — современная водочная емкость, словно новогодняя елка, украшена разноцветными блестящими этикетками с порой совершенно невообразимыми названиями на них.

В общем, наступило настоящее раздолье для коллекционеров всевозможных этикеток ликероводочной продукции. При подготовке своей статьи мы использовали материалы из наиболее представительных домашних собраний водочных этикеток. На наш взгляд, такие коллекции представляют собой не просто сиюминутную ценность — спустя многие десятилетия они смогут поведать следующим поколениям о некоторых особенностях нашей эпохи.

Только одни наименования предприятий, выпускающих сегодня алкогольную продукцию, иногда заставляют задуматься: можно ли вообще употреблять выпускаемые ими напитки. Так, ТОО «Асфальт» специализируется на выпуске водки, «Тбилисский завод сувенирных изделий» поставляет на рынок коньяки, а «Майский лесхоз» выпускает «Русскую водку», на этикетке которой изображены листья дуба и желуди. Интересно также узнать, из каких продуктов производит водку «Солдатский консервный завод». Впрочем, если водку изготавливают на хлебозаводах, например на «Балашихахлеб» или Нерюнгринском хлебозаводе, то это вовсе не означает, что ее делают из хлеба.

Отдельно остановимся на самих наименованиях алкогольных напитков, назначение которых — привлечь к себе потенциального покупателя. Если количество заводов, выпускающих алкогольную продукцию, сосчитать трудно, то определить общее число наименований производимых на них водок практически невозможно. Например, название напитка может отражать особенности примененной при ее изготовлении оригинальной рецептуры либо быть посвящено той или иной знаменательной дате в жизни страны, города, отдельной личности. Однако перечень тем, нашедших свое отражение на современных этикетках к отечественной ликероводочной продукции, этим не исчерпывается.

Двадцать лет назад, в силу очень ограниченной номенклатуры крепких алкогольных напитков, никто не обращал внимание на смысловую нагрузку наименований продаваемых напитков, ибо та же «Столичная» или «Московская» выпускалась на большинстве ликероводочных заводов страны по единому ГОСТу. Теперь же, при разнообразии рецептур и буйной фантазии изготовителей крепких алкогольных напитков, поневоле проходится задумываться над тем, какой смысл вкладывают изготовители в то или другое название и как оно связано с содержимым бутылки. Хорошо, когда оно свидетельствует о рецептурных особенностях напитка — мало у кого возникнут вопросы об особенностях водки после прочтения на этикетке слова «Медовая».Но очень трудно понять, какой смысл вкладывают изготовители в такие наименования, как «Хреновина», а уж «Водка “Водка”» ассоциируется с известным выражением «масло масляное».

Производителей алкогольной продукции, как правило, вовсе не интересует, каким образом наименование водки может способствовать эстетическому воспитанию населения, развитию культуры потребления алкогольных напитков, хотя, возможно, некоторые названия водок, например «Шальная» или «Пойдем в загул», могут предостеречь от чрезмерного увлечения алкоголем (здесь нужно отметить, что вряд ли корректно размещение на водочной этикетке с названием «Пойдем в загул», выпущенной года два назад, шаржей на уже ушедших из жизни Вицина, Никулина и Моргунова).Сомнительно выглядят и такие наименования крепких алкогольных напитков, как «Беспохмельная», «Мировая», «Хорошая» или «Свобода». Пожалуй, можно было бы согласиться с названиями водок «Невесомость» или «Веселуха», если бы заранее не знать о последствиях, которыми может закончиться чрезмерное употребление подобных напитков. И уж совершенно бесполезно писать на контрэтикетке предупреждения о том, что чрезмерное употребление алкоголя приводит к тяжким последствиям.

Достаточно часто встречается в названиях водок и патриотическая тема: «Русский размер», «Русский хит», «Русская» и даже «Самая Русская водка» по замыслу авторов этих наименований, должны, вероятно, сыграть на соответствующих чувствах сограждан. Однако при этом не мешало бы правильно писать слово «Россия». Например, на серии этикеток для водок «Салют, Златоглавая», производимых заводом в городе Беслане (РСО-Алания), одно время оно писалось с одним «с».

Не обойдена вниманием авторов наименований алкогольной продукции и тема дружбы: «Поле дружбы», «Для друзей», «Три товарища» и прочие соблазнительные наименования, абсолютно ничего не говорящие о качествах и свойствах напитка, можно купить сегодня практически на каждом углу. При этом вряд ли кто даст вам гарантию, что приобретаемый напиток с привлекательной этикеткой безопасен для здоровья.Поэтому поневоле проникнешься уважением к изготовителям, давшим своему напитку название «Что делать», тем более если рядом будут стоять бутылки с названиями на этикетках: «Светлый путь», «Вечный зов», «Улетай» (а если больше не вернешься?) или «В камышах». Название водки «Дубовая» является, вероятно, назидательным, явно намекая на конечный результат чрезмерного ее потребления. Можно спорить о правомерности и корректности размещения на водочной этикетке с наименованием «Национальная валюта» российского герба и текста на его фоне: «Одна бутылка».

Безусловно, всех курьезных наименований в этой статье привести невозможно — не хватит места. Тем не менее нельзя не упомянуть о загадочном «Магическом кристалле» фирмы «Уайт-Боттл» (г. Москва): тут все зависит от фантазии потребителя — физик он или лирик. Совсем иное дело, когда потребителю предлагается отведать «Водку русскую», «омагниченную». Правда, остается только догадываться, сколь сильно «омагничен» данный напиток и какими последствиями это чревато для потребителя. Для особо романтично настроенных покупателей, видимо, предназначена водка «От Деда Мороза». Не забыты даже знаменитости прошлого – подтверждением тому является водка «Федор Шаляпин».Даже вожделенный для многих американский доллар — и тот попал на водочную этикетку.

В этой статье мы намеренно не касались темы орфографических ошибок, встречающихся на этикетках, но не рассказать об одной из них просто выше наших сил. Казалось бы, водка, она и в Африке водка, — так ведь нет: в Республике Молдова одним из авторов этой статьи была куплена бутылка, на этикетке которой красовалось наименование: «ВОТКА»!

Если же говорить серьезно, то неужели так необходимо присваивать вполне понятным по своим свойствам и качествам напиткам столь несуразные и бессмысленные названия. Может быть, это как раз тот случай, когда перед тем, как отрезать, необходимо семь раз отмерить.Не исключено, что для новых разработанных рецептур водок стоит на конкурсной основе подбирать наиболее запоминающиеся и осмысленные наименования. Неплохо бы обратиться за помощью к профессионалам, имеющим достаточный опыт в разработке фирменного стиля и разнообразной символики. В любом случае, при создании наименований водок производители должны сознавать свою ответственность и просчитывать возможные последствия, к которым может приводить неумелое и некорректное представление напитков.

Мир Этикетки 1'2003

Похожие статьи