Как уберечь товар от подделки

 

Как уберечь товар от подделки

 

Бумага и картон

Печатные технологии

Послепечатная отделка

Специальные технологии

 

Какие товары нуждаются в защите в первую очередь?

По криминальной статистике чаще всего подделывают вполне определенные группы товаров. Среди продуктов питания и напитков это:

  • крепкоалкогольные напитки;
  • минеральная вода;
  • кофе, чай;
  • вина и шампанское;
  • околад;
  • масло.

Среди непродовольственных товаров самой большой популярностью у поддельщиков пользуются:

  • аудио- и видеопродукция;
  • моющие средства;
  • бытовая химия;
  • машинные масла и автохимия;
  • автозапчасти;
  • парфюмерия;
  • сигареты.

От редакции

Настоящая статья посвящена важной проблеме защиты товаров. Различные технологии защиты этикеточной и упаковочной продукции быстро развиваются.

Некоторые новые возможности в рамках этой статьи не отражены. К ним относятся горячее тиснение с двухмерной пленкой, трехмерное горячее тиснение, использование люминесцентных красок, люминесцирующего лака, термонитей и других средств защиты, которые достаточно сложно воспроизвести и даже просто имитировать.

Редакция будет благодарна читателям и организациям, которые расскажут о своем опыте или поделятся знаниями в этой области.


 

Сразу же оговоримся, что абсолютной защиты не существует. То, что делается с помощью промышленных технологий, можно если не повторить, то имитировать. Задача умного производителя — не полностью оградить свой товар от «копирования», а так разработать дизайн и технологию изготовления этикеток или упаковки, чтобы этот товар было подделать сложнее, чем конкурентный. Пиратам, собственно, все равно, какие фальшивки изготавливать, их цель иная — максимальный «навар».

Специальные средства, гарантирующие подлинность товара, достигли фантастических высот. В большинстве обзорных статей, посвященных защитным технологиям, обязательно упоминается о металлизированных полосках, защитных волокнах, водяных знаках, а то и о радиационных включениях. Это оправданно в отношении ценных бумаг или билетов, но не очень уместно, если речь идет об этикетке или упаковке. Много ли раз вы проверяли подлинность акцизной марки на бутылке с водкой или вином? А уж она-то защищена по всем правилам. И тем не менее их подделывают, причем в больших количествах.

Средства защиты товара лишь тогда выполняют свою роль, когда соответствуют двум условиям: покупатель о них информирован и их можно без труда распознать. Вообразите суперзащищенную этикетку: светится в ультрафиолетовых лучах, реагирует на специальные химические компоненты и т.д. То есть незаконному копированию практически не поддается. Но будет ли обычный покупатель носить с собой УФ-сканер или препараты в пробирках, чтобы определить ее подлинность?

Бумага и картон

Подавляющее число сухих этикеток печатается на белой бумаге. Это дешево и удобно, такая основа есть на любом крупном специализированном складе. Замени один стандартный вид этикеточной бумаги на другой — никто и не заметит. Но можно легко осложнить жизнь «бутлегерам», используя тонированную в массе основу. Этикетка на кремовой, желтой или черной бумаге будет стоить, конечно, дороже, чем на обычной белой, но уже один этот фактор способен остановить поддельщиков. Правда, и дизайн для такой бумаги нужно разрабатывать заранее, учитывая цвет исходного материала. У серьезных производителей сейчас популярны металлизированные бумаги, и не только потому, что они эффектно выглядят. Стоят такие этикетки в несколько раз дороже обычных, а значит подделывать их невыгодно (особенно при небольших тиражах).

Картонная коробка для некоторых товаров сама по себе может быть еще одним средством защиты. Баночки с красной икрой или бутылки с водкой помещают в дополнительную упаковку: это не просто маркетинговый ход, но и защита от подделки. Но для некоторых товаров коробка не просто красивое дополнение, а необходимый компонент. Например, для видеокассет. В этом случае работу пиратов осложнит использование нестандартных материалов, таких как картон с голографическим покрытием. Тем более что и печатать на такой основе несколько сложнее, поскольку появляется необходимость еще в одной краске — белилах для подложки. Удачный пример использования такого материала в качестве рекламно-защитного средства — кассеты с видеофильмами про «Зорро» и «Людей в черном».

Неплохой эффект, причем не только защитный, но и эстетический, может дать применение для упаковки или этикетки фактурных бумаг. Правда, стоят они недешево и требуют при изготовлении высокого дизайнерского профессионализма.

В начало В начало

Печатные технологии

Значительное количество этикеток и упаковки печатается офсетным способом. Он наиболее распространен и доступен, и естественно, что большинство подделок также делают с помощью офсета. Но стоит изменить технологию печати, точнее — комбинацию печатных и допечатных технологий, и те, кто подделывает продукцию, могут оказаться в затруднении.

Нестандартные решения можно найти даже в пределах единого технологического цикла. Например, если основу этикетки или упаковки составляет фотореалистическое изображе-ние или насыщенные абстрактные цветовые переходы, можно при выводе пленок применить стохастическое растрирование. В России лишь несколько типографий освоили эту технологию и способны качественно ее реализовать. При подделке такой продукции, скорее всего, используют классическое растрирование, и при сравнении с оригиналом разница будет заметна. Можно применять и другие нестандартные формы растров, например линейные. Для их разработки требуется специальное программное обеспечение, которое, как правило, недоступно «широкой публике». Однако на подобные нюансы этикетки обычный покупатель может и не обратить внимания.

Другой нестандартный способ защиты с помощью офсета — это подражание ирисовой печати в сочетании с гильоширными элементами (гильош — это защитная сетка). Возьмите любую российскую купюру, присмотритесь к фону — он воспроизведен именно таким способом.

Особенность ирисовой технологии заключается в том, что изображение плавно меняет цветовой тон. Сейчас таким способом на однокрасочных машинах иногда печатают недорогие афиши. Для этого красочный ящик разделяют перегородками, в каждый получившийся отсек наливают свою краску, и с одной печатной формы за один прогон получается многоцветный оттиск. Запечатать упаковку таким образом вполне возможно и на листовой машине, а вот для этикетки понадобится узкорулонный аппарат. Однако далеко не каждая типография позволит провести такой «эксперимент» со своим оборудованием.

Тем, кто не любит экспериментировать, стоит просто заказать на Гознаке или подобном предприятии защитные марки вроде акцизных, но со своей фирменной информацией. При их производстве используются такие технологии, как металлография, микротекст, водяные знаки, волокна, светящиеся в УФ-свете. Вряд ли можно сказать, что способ защиты с помощью спецмарок широко распространен, тем не менее подобные наклейки можно встретить на самых разных товарах. Все же учтите, что этот производственный процесс нельзя назвать очень оперативным — иногда сроки изготовления могут растянуться на несколько месяцев.

Неплохие результаты получаются при комбинировании нескольких полиграфических технологий. Например, сочетание флексографии или офсета с цифровым способом печати позволяет персонализировать каждый оттиск. Это значительно усложнит незаконное копирование.

С помощью трафарета можно наносить стираемый защитный слой, аналогичный используемому в мгновенных лотереях и картах экспресс-оплаты. Таким образом можно организовать розыгрыш призов, где билетами будут служить обычные этикетки со стираемым слоем. Это сделает невозможным повторное использование такой тары со старыми этикетками. Покупатели при проверке своего выигрыша будут соскребать защиту, безвозвратно нарушая внешний вид упаковки. Впрочем, возможно и более творческое использование этой технологии. Так, пивоварня из Гамбурга выпускает пиво Pin-up, где на этикетках изображены красотки в бикини. Элементы купальника выполнены как раз в виде стираемого защитного слоя… 

Методом тампопечати можно наносить текст и изображение прямо на бутылки, банки, кассеты, то есть практически на любые твердые поверхности. Однако при таких комби-нированных способах резко падает скорость изготовления, и они, к сожалению, редко применяются для больших партий продукции.

В начало В начало

Послепечатная отделка

Этикетки, которые печатают миллионами штук, обычно пытаются защитить от подделки с помощью наиболее технологичных способов. Один из самых распространенных приемов — тиснение фольгой (белой, «золотой», цветной, голографической). Конечно, повторить такой прием при изготовлении фальшивки не составит особого труда, но потребуется дополнительное оборудование, затраты времени и средств на изготовление штампа. Да и сама фольга стоит недешево.

Можно одновременно с  припрессовкой фольги использовать конгревное тиснение. Элементы этикетки или упаковки станут рельефными, подлинность можно будет установить, проведя пальцем по их поверхности. Конгрев применяют и без фольги, придавая изображению объем или текстуру. Повторить такой прием технически несложно, однако поддельщики очень часто им пренебрегают.

Еще один распространенный способ усложнить этикетку — отказаться от стандартной прямоугольной формы. Тогда, для того чтобы ее вырубить, необходимо будет заказывать штамп, использовать специальное высекальное оборудование. Если товары-подделки будут изготавливаться малой партией, то их стоимость заметно возрастет.

Для производства картонной упаковки штамп нужен в любом случае. Коробки для видеокассет подделывают в огромных количествах, и стандартные штампы у пиратов, конечно, есть. Но и тут можно осложнить им работу, выпустив фильм в нестандартном боксе или сделав на упаковке дополнительную вырубку. Так, например, на коробке видеофильма «Мумия» сделана высечка в виде глаз. И внешний эффект неплохой, и подделать упаковку сложнее.

Помимо защитных функций перечисленные выше способы послепечатной отделки могут значительно улучшить и внешний вид продукции. Поэтому неудивительно, что дизайне-ры, которые занимаются разработкой этикетки и упаковки, считают эстетический момент наиболее важным.

В дополнение к вышеперечисленным упомянем еще несколько технологий, сочетающих в себе декоративные и защитные функции. Это лакирование (сплошное и выборочное), ламинация, использование термоусадочных пленок с нанесенным изображением.

Некоторые способы финишной отделки выполняют исключительно защитные функции. Это, например, всевозможные просечки и перфорации. Они выполняются с таким расчетом, чтобы невозможно было вскрыть упаковку или переклеить этикетку, не разрушив основу. А это значит, что их повторное использование практически невозможно.

В начало В начало

Специальные технологии

Некоторые способы защиты этикетки и упаковки могут и вовсе нарушить эстетику восприятия. Примером тому может быть нумерация. Если раньше с помощью этой технологии защищали в основном билеты и бланки, то теперь она становится все более востребованной для этикетки и упаковки. Она достаточно эффективна и не очень дорога, так как нумераторы довольно легко интегрируются в печатный процесс.

Существуют и более современные технологии. Например, голограммы, которые нередко преподносят как панацею от подделок. Это действительно сильное средство, но его часто применяют неправильно, что значительно снижает защитный эффект.

Во-первых, голограмма должна быть достаточно крупной. Блестящий кусочек размером со спичечную головку мало кто будет пристально разглядывать. Во-вторых, голограмма должна иметь конкретное изображение, а не абстрактный рисунок. Немецкая водка «Распутин» давно уже исчезла с прилавков наших магазинов, но многие до сих пор не забыли подмигивающего бородатого мужика с этикетки. Абстрактный узор запоминается гораздо хуже, а просто переливающийся текст не служит надежной защитой. В-третьих, голограмма должна быть частью этикетки или упаковки, а не приклеиваться куда попало. В этом случае она не только улучшает внешний вид, но и осложняет работу «имитаторов».

Ну и наконец, компания-производитель должна четко осознавать, кому предстоит распознавать фальшивку — специалистам или рядовым покупателям. Если специалистам, то вид голограммы допустимо менять как можно чаще, чтобы пираты не успевали адаптироваться. Если покупателям, то она должна оставаться неизменной. Представьте, что вы регулярно приобретаете один и тот же товар, но каждый раз с новой голограммой. Будете ли вы уверены в ее подлинности? Пиратам в этом случае даже не надо будет точно имитировать защитную наклейку — достаточно налепить нечто похожее.

Еще одно современное средство защиты — краски, изменяющие цвет в зависимости от температуры. Изначально они разрабатывались для медицинской промышленности, но сейчас активно используются для маркировки товаров. Конечно, одна из основных их функций — информировать о температуре продукта. Эта технология доступна немногим, да и стоимость ее использования относительно высока. А значит, она может прекрасно справиться и с защитными функциями. Правда, для того чтобы проверить подлинность товара, его нужно нагреть или охладить — в зависимости от типа используемой краски. А сделать это, не отходя от прилавка, возможно лишь в редких случаях.

Впрочем, некоторые типы красок разработаны именно для защиты — они реагируют на тепло человеческих рук. В условиях жаркого климата, чтобы проверить их действие, эти-кетку зачастую нужно не нагревать, а наоборот, поместить в тень.

Но самой экзотической технологией, сочетающей в себе защитные и рекламные функции, является «упакованный запах». Специальный состав, содержащий в себе микрокапсулы с ароматическими веществами, можно нанести практически на любую этикетку или упаковку. Стоит слегка потереть такое место пальцем, и в воздухе появится «запрограммированный» запах. Пока такая технология используется в основном для рекламы парфюмерной продукции. Но кто знает, может быть, скоро аромат ликера или вина мы будем определять, не откупоривая бутылку…

Мир этикетки 1'2001

Похожие статьи