Креатив на этикетках

 

Креатив на этикетках

Ярослав Бокарёв, независимый эксперт

Главное требование и к этикетке, и к рекламе — привлечение внимания покупателя, а внимание, утверждают психологи, чаще всего задерживается на знакомых изображениях, будь то русский пейзаж, знакомый дом, известная скульптура, фотография любимого актера и пр. Посмотрим, что сейчас изображают на этикетках различных напитков.

Для водочных этикеток нередко используются картины великих мастеров живописи, жаль только, что их репродукции столь крохотного размера плохо передают ощущение, которое несет полотно гения. Например, можно угадать, что на этикетке с рис. 1 изображена картина «Вечерний звон» великого русского пейзажиста Исаака Ильича Левитана (1860—1900). Помните: озеро, на озере лодка, на заднем плане высокий берег, храм. Как можно средствами графики передать настроение, которое создает тихий летний вечер у озера и звон дальних колоколов, что проникает в самую душу? Нужно только более внимательно посмотреть, а сердце подскажет, как поступить.

 

Рис. 1

Рис. 1

Безвременно погибший в возрасте 34 лет наш современник Константин Васильев ни при жизни, ни после не был признан Российской академией художеств, однако заслужил такую любовь и уважение россиян, что в Москве удалось создать музей и скитанье его шедевров по клубам и домам культуры, казалось бы, закончилось. Однако в октябре 2009 года газета «Комсомольская правда» сообщила: когда картины К. Васильева были вывезены для реставрации, музей подожгли… Очень уж лакомым кусочком оказался участок земли, что выделен Правительством Москвы Музею К. Васильева в Лианозове, — 2 га. А нет музея — зачем пропадать участку?

На рис. 2 показана водочная этикетка с фрагментом картины «Богатырь» К. Васильева. Сверху изображение обрамляют птичьи крылья, а внизу — два осетра и голова буйвола. Ратник в шлеме и кольчуге держит огненный меч (почему­то левой рукой), а в правой у него щит с изображением волчьей головы. Красный плащ фантастических размеров развевается за спиной воина на фоне голубого предрассветного неба. Это изображение вызывает в памяти русские былины о добром богатыре сказочной силы. Кажется, что и внутри бутылки не простая водка, а «живая вода». А разве у сказки может быть плохой конец?

 

Рис. 2

Творцы водочных этикеток не могли пройти и мимо картин великого русского художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878—1927). Разумеется, они использовали его знаменитую картину «Русская Венера». Жаль только, что картина размером 2,0Ѕ1,7 м уменьшена до размеров крупной почтовой марки, поэтому рассмотреть необыкновенную красоту русской женщины невозможно (рис. 3). Остается только напомнить покупателю бутылки с этой этикеткой, что на картине не голая баба, а русская красавица.

 

Рис. 3

Для этикетки к водке «У Аксентьевны» дизайнеры использовали детали картины «Пасха. Христосование» того же Б.М. Кустодиева.

Задорная картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» мэтра живописи Ильи Ефимовича Репина (1844—1930) очень подходит для водочной этикетки (рис. 4). По легенде одну деталь этой картины — казака в белой папахе — для создания этикетки к водке «Ха­ха­ха» (рис. 5) предложил использовать знаменитый сотрудник радиостанции ВВС Сева Новгородцев. За эту идею, говорят, он получил от производителей «огненной» воды 10 тыс. фунтов стерлингов.

 

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 5

На Украине использовали другого персонажа той же знаменитой картины — казачьего писаря (рис. 6). А на этикетке обнародовали новейшее научное открытие: «Ничто так не сокращает жизнь, как ожидание первой рюмки».

 

Рис. 6

Картину «Взятие снежного городка» Василия Ивановича Сурикова (1848—1916), как и многие другие шедевры русской живописи, творцы водочных этикеток тоже использовали в своей работе. Может, это один из методов пропаганды русского национального искусства?

Картины прославленного русского живописца и графика Ивана Ивановича Шишкина (1832—1898) давно приглянулись дизайнерам водочных этикеток: «Русская водка» и «Пшеничная» часто украшаются его картинами «Рожь», «Утро в сосновом лесу» (рис. 7), «Полдень в окрестностях Москвы».

Памятник Петру I работы скульптора Этьена Мориса Фальконе (1716—1791) был создан в 1778 году. С тех пор он является символом Санкт­Петербурга и гордостью местных жителей. Все 900 дней блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов бронзовый памятник бережно охраняли: он вместе с пьедесталом был обложен мешками с песком. В наше время знаменитого всадника можно увидеть как в Санкт­Петербурге на гранитном пьедестале, так и на водочных этикетках (рис. 8).

 

Рис. 7

Рис. 8

Всемирно известная картина «Богатыри» Виктора Михайловича Васнецова (1845—1926), на которой изображены Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич, в недавнем прошлом пользовалась особой популярностью у создателей водочных этикеток (рис. 9). Эта крохотная репродукция встречалась в разных концах Российской Федерации. Можно предположить, что на содержимое бутылки влияла сила богатырская.

 

Рис. 9

Рис. 10

Всё пространство хорошо продуманной этикетки «Русской водки» занимает заиндевевшая береза (рис. 10). Такая погода хорошо знакома нам: пронзительно­голубое небо, дым столбом, скрип снега под ногами, всё в инее и морозец знатный. Чувствуется, как холодок пополз по спине, и появилась мысль о согревающем напитке. Именно так: «что­то стало холодать…» Это результат настроя, созданного этикеткой, неподражаемой по лаконичности, простоте и доходчивости.

Для этикетки коньяка «Коктебель» (рис. 11) использована картина известного русского художника Константина Федоровича Богаевского (1872—1943), уроженца Коктебеля, друга знаменитого М.А. Волошина. Рассказывают, что Богаевский погиб на 71 году жизни в Крыму во время артиллерийского обстрела (ему оторвало голову).

 

Рис. 11

Рис. 12

На «паспортах» церковного вина «Кагор» часто изображают святых, иногда — иконы (рис. 12). На одной из этикеток авторы поместили фрагмент картины «Распятие» Сальвадора Дали (1904—1989) (если более точно, то эта картина называется «Христос Сан Хуан де ла Кросс») — рис. 13. Правда, остается загадкой — неужели знаменитый сюрреалист не представлял себе, что мягкие ткани ладоней Иисуса Христа не могли удерживать его в такой позе на кресте?

 

Рис. 13

Темы для водочных этикеток берутся и из далекого, и из недавнего прошлого. Так, для винной этикетки «Старый
нектар» неизвестный автор использовал древнегреческую вазу (или, во всяком случае, стилизовал свой рисунок под старину). Другой современный художник по­своему и прочел и преподнес нам грозный и опасный логотип «НКВД»: на большой красной звезде он расшифровал аббревиатуру бывшего в Советском Союзе Народного комиссариата внутренних дел как «Настоящая классическая водка для…» (вас — так хотелось бы закончить эту фразу). Красная звезда привлекает внимание, а буквы НКВД просто притягивают взгляд всех, кто слышал об этой организации. Надо отдать должное этой необычной и удачно обработанной этикетке (рис. 14).

 

Рис. 14

Рис. 15

Рис. 16

В 2004 году Гарри Кимович Каспаров, чемпион мира по шахматам, собрав своих сторонников, создал в России Объединенный гражданский фронт — политическое объединение, направленное против легитимно избранных Государственной думы и Президента Российской Федерации В.В. Путина. В пику этой организации решено было выпустить водку «Гражданская оборона» (на рекламных плакатах даже писали «Крепкая гражданская оборона», выделяя слово «крепкая» красным цветом). Решено­то решено, да разработка этикетки к этой водке была поручена не проверенному художнику (может, денежек пожалели, а может, торопились очень — теперь уж мы не узнаем), а малознакомому. А он использовал для современной этикетки немецкий плакат 30­х годов прошлого века. На нем то же лицо, что на московской этикетке, тот же молот, только надпись по­немецки: «Рабочие выбирают фронтовика Гитлера!» (рис. 15 и 16). Скандал! Этикетку водки «Гражданская оборона» изъяли из обращения. Дым, как говорится в таких случаях, рассеялся, но запах остался. Тщательнее надо ребята, тщательнее!

Мир Этикетки 9'2010

Похожие статьи