Судьба дизайнера

 

Судьба дизайнера

Сергей Погорелый Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Художник-дизайнер должен обладать природным чувством композиции, баланса, цвета. Разработка четкой визуальной интерпретации требует от него сильного желания добиться контакта с аудиторией, умения чувствовать драматическое, способности мыслить живописными образами и (вероятно, это самое главное) четкого понимания идей рекламодателя.
Стефан Бейкер, художник

Долгие годы в СССР из­за отсутствия реальной конкуренции руководители отечественных предприятий не придавали большого значения рекламным стратегиям, не стремились  к созданию красочных рекламных плакатов, не акцентировали внимания на профессионально оформленных упаковках и этикетках. Этикетка, как правило, была просто блеклым клочком бумаги или картона, на котором, кроме наименования товара, набранного «казенным» шрифтом, наносили все его ГОСТы или ОСТы, а также  наименования предприятия­изготовителя и чуть ли не всех вышестоящих организаций.

Ситуация кардинально изменилась вместе с изменением экономического строя и возникновением новых условий хозяйствования. «Золушка» стремительно стала превращаться в «принцессу». Пришло время, когда, наряду с необходимостью производить доброкачественный товар, назрела потребность в умении  продать его в кратчайшие сроки. А для этого как раз и нужно было создавать его положительный образ, весомой частью которого является этикетка.

Для печатника этикетка — это произведение полиграфического искусства. Для художника­дизайнера — это настоящая мини­картина. Справедливости ради следует отметить, что еще совсем недавно среди художников бытовало мнение, что рисовать этикетки — если и не работа для неудачников, то уж по крайней мере занятие, недостойное серьезного профессионала. И это несмотря на то, что над созданием этикеток работали такие мастера, как И.Билибин, М.Врубель, С.Чехонин, В.Кандинский, К.Юон, А.Дейнека, Пабло Пикассо и Сальвадор Дали и многие другие.

Кроме эстетических, этикетка часто выполняет и пропагандистские функции, ведь ее тиражи значительно превышают тиражи любой другой печатной продукции. Сегодня этикетка является одной из наиболее эффективных средств рекламы, поэтому ее часто называют «немым продавцом».

 

 

Сегодня создаются и совершенствуются новые способы изготовления и нанесения этикеток на упаковку или на товары. То, что еще вчера казалось невозможным, сейчас успешно применяется в производстве. Для создания качественных этикеток используются специальные краски и различные способы печати, особые сорта этикеточной бумаги. Разработка этикеток выделяется в отдельную область графического дизайна. Художник­дизайнер, работающий над этикетками, обязан знать современное производство, особенности различных способов печати, разбираться в отделочных технологиях, цветоделении и во многих других технологических вопросах.

К сожалению, имена авторов этикеток, как правило, остаются «за кадром», потому что художники не оставляют ни своих фамилий, ни монограмм на этих миниатюрных произведениях прикладной графики. Авторство многих этикеток, с которыми мы часто сталкиваемся в повседневной жизни, сегодня установить практически невозможно. Буквально единичные работы из моря этикеток подписаны именитыми художниками: С.Чехониным, В.Конашевичем, И.Фоминой и др.

Об одном из наших современников, создавших не один этикеточный мини­шедевр, я и хотел рассказать. Зовут его Владимир Евгеньевич Криштапович (geminigroup@yandex. ru). Наша первая встреча произошла в Международной ассоциации «Союз дизайнеров», на одной из клубных встреч, или, как сейчас выражаются, тусовок, где нас представил друг другу коллега. Тогда впервые мне в руки попал толстый альбом с этикетками, который Володя обычно показывает потенциальным заказчикам. Уже несколько позднее, когда мы познакомились ближе, он рассказал о своем непростом пути в профессию. Ведь я увидел уже конечный результат, а всякое произведение искусства (в том числе и качественная этикетка) является продуктом деятельности творческого сознания художника, которое формируется под воздействием многообразных и взаимосвязанных факторов.

 

 

В детстве многие мальчишки собирают марки или монеты. В более зрелом возрасте начинают собирать пивную атрибутику и пивные этикетки. Не миновало это увлечение и Криштаповича. В то время Владимир еще жил в Минске — там то он и стал завсегдатаем клуба коллекционеров пивной атрибутики, объединившего людей, чьим увлечением было собирание предметов, имеющих отношение к упаковке и оформлению пивоваренной и винодельческой продукции. Переписка и обмен  коллекционными материалами с товарищами по интересам и виноделами из Италии и Франции помогали компенсировать информационный вакуум. Несколько позднее друзья привели его в минский печатный дом «Торпей», где он впервые ознакомился с этапами создания печатной продукции и там же первый раз сел за компьютер.

Полученные ранее знания, касающиеся истории этикеток, помогли  ему внести несколько полезных для дизайнеров, работавших в «Торпее», исправлений в уже готовые работы, а коллекционер получил от руководства предложение о сотрудничестве с печатным домом. Работая с полиграфистами, Владимир смог изучить технологическую сторону изготовления этикеток, узнать много нового, в том числе и о новых сортах бумаги. Помимо этого, он, конечно приобрел компьютерные навыки.

Проблемам, связанным с изготовлением этикеточной продукции, за рубежом посвящаются книги, издаются специализированные журналы и каталоги, ежегодно проводятся выставки и конкурсы, о чем начинающий дизайнер, видимо, знал или хотя бы предполагал, что это все должно существовать, поэтому стал искать возможность ознакомиться со всем этим поближе. В 2000 году через интернет Криштапович узнал о проведении в Москве, в Сокольниках, шестой выставки «Этикетка­2000», в рамках которой проводился конкурс «Этикетка — русский стиль». И наш герой, одолжив у друзей и знакомых денег, поехал на выставку, чтобы увидать все своими глазами, а главное — узнать, как можно принять участие в этом конкурсе. Привезенные Криштаповичем работы были оценены по достоинству, но принять участие в конкурсе Владимир не смог, поскольку конкурс был национальным. Для участия в нем нужно было либо менять гражданство и переезжать в Россию, либо ждать, когда объединятся Россия и Белоруссия. Первое в 2000 году для Владимира было неприемлемо по семейным обстоятельствам, а второе от него никак не зависело. В связи с этим в течение трех лет для того, чтобы расширять свой кругозор, заводить знакомства среди виноделов и быть в курсе последних тенденций в мире этикетки, которая, как и многие явления жизни, подвержена изменчивой моде, Криштапович посещал ежегодные выставки как зритель.

 

 

За это время у себя на родине он уже самостоятельно, на собственном оборудовании, создал ряд новых работ, важным элементом в которых является шрифт, с его гармоничным, грамотным применением в создаваемых работах. Как известно, шрифт является графически выраженным языком, воплощенной в знаках мыслью. Знаковой для дизайнера в то время можно считать серию из шести этикеток для Витебского ликеро­водочного завода. Две этикетки для водок «Консул» и «Триумф» используются до сего дня.

В один прекрасный момент какой­то знакомый, мнение которого для Криштаповича было небезразлично, сказал: «Володя, что ты делаешь? Ты ведь спаиваешь своих земляков! Даже низкопробные вина и откровенные суррогаты с твоими этикетками выглядят привлекательно!» Это заставило дизайнера задуматься, и с какого­то момента он перестал брать заказы на этикетки для водки и дешевых вин, благо к этому моменту появилась возможность выбора: предпочтение  он отдавал качественным молдавским, болгарским и венгерским винам. В успешной реализации замыслов дизайнера не последнюю роль играли знания по истории оформления пивной и винной этикетке, а также продолжавшееся долгое время взаимовыгодное сотрудничество с «Торпеем».

 

 

Поворотным в судьбе становится 2004 год — выставка «Этикетка­2004» получила статус международной и Криштапович стал ее полноправным участником. Его упорный многолетний труд был отмечен и оценен: два почетных диплома за две серии этикеток в номинации «Упаковка для напитков» стали для мастера достойной наградой. Сразу поступило несколько предложений поработать в Варшаве, Санкт Петербурге и в Москве, из которых он принял последнее. Сделать этот непростой выбор подсказала житейская мудрость и жизненный опыт. У себя на родине он не смог бы реализоваться как художник, так как количество созданных в портфолио работ значительно превышало возможности для их воплощения в небольшой и не очень богатой стране, а о фигурной высечке или об использовании дорогих, элитных сортов этикеточной бумаги не могло быть и речи.

В начале прошлого века, на Международной выставке в Париже, сразу несколько золотых медалей получил теперь уже всем известный тройной одеколон. Этикетка на его флаконе, выполненная в стиле модерн, не меняется уже почти сто лет, пережив три революции, три войны и смену двух общественных строев. Перед Новым годом принято, кроме поздравлений, высказывать еще и пожелания, в связи с чем хочется пожелать Владимиру удачной и плодотворной работы, а его «немым продавцам» — справить когда­нибудь вековой юбилей! Хотя бы некоторым…

В начало В начало

Мир Этикетки 11'2005

Похожие статьи