Издательско-типографская марка белорусского просветителя Франциска Скорины

 

Издательско-типографская марка белорусского просветителя Франциска Скорины

Е.Л.Немировский

 

Обычно считается, что в изданиях великого белорусского просветителя Франциска Скорины, выходивших в Праге в 1517-1519 года и в Вильне (Вильнюс) в 1522-1525 годах, издательско-типографских марок нет. Мы не найдем их, например, в послесловиях, которые есть в большинстве из этих изданий. И все же они существуют, только помещаются подчас в самых неожиданных местах – на иллюстрациях, в заставках, даже на инициалах.

Франциск Скорина родился в древнем восточнославянском городе Полоцке, существовавшем еще во времена Рюрика1. О своей родине просветитель вспоминал неоднократно. В послесловиях к его изданиям его имя обязательно сопровождают указания: «с Полоцька», «из славного града Полоцка», «с Полоцка града», «из града Полоцька». Название родного города Скорина вынес и на титульные листы своих изданий Библии 1517-1519 гг. и Апостола 1525 г. Отец издателя, Лука, был состоятельным коммерсантом и вел торговлю с Московской Русью, с Чехией, с польскими и немецкими землями. Дата рождения Франциска Скорины точно не известна, ученые ограничиваются приблизительными указаниями: «до 1490 г.», «между 1486 и 1490 гг.».

Начальное образование будущий просветитель получил в Полоцке – в школе, которая, возможно, существовала при тамошнем Софийском соборе, где в то время работал известный книжник Алексей; созданные им рукописи по сей день хранятся во Львове, в Варшаве, в Хиландарском монастыре на Афоне2. Трудами Алексея поддерживалась и приумножалась слава известной библиотеки Полоцкого собора3. Человек книжный и широко образованный, любивший книгу и превосходно владевший мастерством ее изготовления, Алексей мог быть первым учителем Франциска Скорины; возможно, именно он приобщил будущего просветителя к богатой восточнославянской книжной традиции.

Семья Скорины имела тесные связи с Вильной: отец Франциска возил сюда для продажи кожи и меха, а старший брат Иван некоторое время жил здесь — в документах он именуется «мещанином виленским». Можно, следовательно, предположить, что будущий просветитель продолжал образование в Вильне – в католической школе при епископской кафедре, где он и получил знания, необходимые для поступления в университет.

Первая достоверная дата в биографии просветителя – это 1504 год, когда Франциск стал студентом Краковского университета. На одной из страниц метрики, в которой указывались все абитуриенты, сохранилась запись: «Franciscus Luce de Ploczko, 2 gr.» («Франциск, сын Луки из Полоцка, 2 гроша» 4). Такова была плата за поступление.

В стенах университета Скорина провел два года, освоив за это время курс так называемых свободных искусств – грамматику, логику, риторику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Сохранилось подробное расписание занятий Краковского университета за время обучения в нем Скорины, так что мы можем установить, какие лекции слушал просветитель и у каких профессоров5.

14 декабря 1506 года в книгах университета была сделана запись, что «Fran[ciscus] de Poloczko, Litphanus» («Франциск из Полоцка, литвин») удостоен ученой степени бакалавра6. «Литвинами» тогда называли выходцев из Великого княжества Литовского. Бакалавр — это самая низшая ступень на пути освоения средневековой учености. В своих изданиях Скорина именовал себя «в лекарстве и в науках вызволенных доктором», то есть доктором медицины и доктором «свободных искусств». Это уже высшие ступени тогдашней научной иерархии.

Пока не удалось обнаружить никаких документов о шести годах жизни Скорины. Не исключено, что молодой белорус совершенствовал свои знания в одном их немецких университетов. Может быть, в Эрфурте, где в свое время получил образование изобретатель книгопечатания Иоганн Гутенберг. А может быть, в приморском Ростоке, с которым поддерживали тесные связи торговые круги Великого княжества Литовского.

9 ноября 1512 года Франциск Скорин держал перед учеными Падуанского университета (Италия) экзамен на ученую степень доктора медицины. В протоколе падуанской епископской курии от 9 ноября 1512 года Скорина назван «секретарем короля Дакии», или «Дации»7. Некоторые исследователи считают, что речь идет о Дании, но в хорошо сохранившихся датских архивах никаких сведений о будущем просветителе обнаружить не удалось. Другие ученые полагают, что имеются в виду княжества Валахия и Молдавия, которые были расположены на землях древней римской провинции Дакии. При дворе валашских господарей в 1508-1512 годы работала славянская типография, выпустившая три книги кирилловского шрифта. Если Франциск был секретарем одного из господарей Валахии, то он мог освоить здесь и основы типографского искусства. Впрочем, нужному ему ремеслу он мог обучиться еще в Кракове, где издавна работали типографии, или же в соседней с Падуей Венеции, которая считалась столицей книгопечатания.

После этого Скорина опять исчезает из поля нашего зрения, теперь уже на 4 года и 9 месяцев. 6 августа 1517 года в Праге, столице Чехии, вышла в свет славянская Псалтырь, в предисловии к которой сказано: «...я, Францишек Скоринин сын с Полоцька, в лекарскых науках доктор, повелел есми Псалтырю тиснути рускыми словами (то есть литерами.– Е.Н.) а словенскым языком... к пожитку посполитого доброго, наболей с тое причины, иже мя милостивый бог с того языка на свет пустил»8. Здесь недвусмысленно говорится о том, какой язык просветитель считал родным. «Руским» (через одно «с») в ту пору назывался государственный язык Великого княжества Литовского, на котором говорили и писали белорусы и украинцы.

Так началась издательская деятельность Франциска Скорины. Всего же он выпустил в Праге в 1517-1519 годах 20 изданий, содержавших 23 ветхозаветные книги Библии. Общий объем пражских изданий –1200 листов. Из них в 1517 году отпечатано 324, в 1518-м – 352, в 1519-м – 524 листа. Последний год существования типографии был самым продуктивным. А может быть, книги этого года (например, четыре завершающие книги Пятикнижия, где дата не указана) Скорина продолжал печатать в 1520 года.

Перевод Библии на белорусский язык — это просветительский подвиг Франциска Скорины. Священная книга иудеев и христиан сыграла величайшую роль в истории человеческой культуры. «В сей книзе, – писал Скорина о Библии, – все прироженое мудрости зачало и конець... В сей книзе вси законы и права, ими же люде на земли справоватися имають, пописаны суть. В сей книзе вси лекарства, душевные и телесные, зуполне знайдете»9.

Уже в самом первом пражском издании – в Псалтыри, мы находим необычный знак, который может быть принят за издательскую марку. На начальном листе этой книги помещена П-образная заставка. Мы видим на ней странные существа с человеческими головами, но с туловищами хищных птиц. А в «окне» этой заставки помещен гербовый щит, на котором изображен солнечный диск с наползающим на него полумесяцем. Затмение Солнца! Какое оно имеет отношение к деятельности просветителя? Белорусский искусствовед Н.Н.Щекотихин установил, что 6 марта 1486 года солнечное затмение случилось в родном городе Скорины – Полоцке. Исходя из этого он предположил, что именно в указанный день в семье белорусского купца Луки родился мальчик, впоследствии прославивший свое имя. В память о необычном небесном явлении, которым был ознаменован день его рождения, Скорина и избрал для себя столь загадочный и необычный издательский знак.

В дальнейшем мы встретим эту издательско-типографскую марку во многих изданиях белорусского просветителя, и чаще всего на иллюстрациях.

В пражских изданиях Скорины помещено 45 иллюстраций, некоторые из которых повторяются. Для печатания иллюстраций было изготовлено 38 оригинальных досок. Все иллюстрации выполнены в технике обрезной ксилографии. Сам ли Скорина гравировал их или заказывал какому-то мастеру в Праге, Венеции, а может быть, и в Нюрнберге, остается только догадываться. На этот счет существуют различные мнения, однако все гипотезы об авторе гравюр пражских изданий достаточно спорны и субъективны.

Среди иллюстраций скорининской Библии особое место занимает портрет самого Франциска Скорины, помещенный на последних листах Книги Иисуса Сирахова, вышедшей 5 декабря 1517 года, и Книг Царств, вышедших 10 августа 1518 года. Белорусский просветитель и в этом случае выступает новатором. Мы не можем привести ни одного примера, относящегося к XV — началу XVI в., когда бы издатель или типограф поместили в книге свои портреты. Скорина как никто другой чувствовал престиж профессии: он законно гордился тем, что «делал» книги для народа. Не стоит забывать и о том, что портрет помещен не просто в книге, а в Священном Писании. Другого такого случая за всю историю издательского дела мы не знаем.

На портрете мы видим издателя в своем кабинете, одну из стен которого занимают полки с книгами. Раскрытая книга лежит и на небольшом столике, за которым сидит Скорина. Столик покрыт полотенцем с бахромой и вышивкой, изображающей уже знакомую нам издательскую марку.

В дальнейшем мы встречаем ее на иллюстрациях, украшающих титульные листы. Помещается она в самых необычных местах. В гравюре из «Песни песней» марка спрятана среди облаков, на которых восседает Создатель. В Книгах Царств – подвешена на крюке к подоконнику царского дворца. В Книге Судей – помещена на стволе дерева, возле которого Самсон разрывает пасть льва. Мы находим издательскую марку даже на цельностраничной гравюре из Книги Бытие, изображающей шесть дней творения. Книге этой предпослан титульный лист, общий для всей Библии. Название книги помещено здесь в декоративной рамке, на нижней перекладине которой мы и видим интересующий нас знак.

Существенной частью художественного убранства пражских изданий Франциска Скорины является орнаментика – заставки, виньетки, концовки, инициалы органично дополняют оформление книги. Идея о законченности книжного организма к тому времени еще не была высказана, но лучшие типографы и издатели, в том числе и Франциск Скорина, инстинктивно рассматривали книгу как произведение искусства, в котором не должно быть ничего лишнего.

В пражских изданиях использована 21 заставка трех различных рисунков, а также П-образная заставка, о которой уже шла речь выше. Функциональную роль заставок нередко выполняют сравнительно небольшие виньетки пяти различных рисунков. В центральной части каждой из трех заставок помещен гербовый щит с издательской маркой. По обе стороны от щита изображены в одном случае бородатые «дикие люди» с рогатинами, в другом – ангелочки, в третьем – обнаженные по пояс женские фигуры.

Важной составной частью орнаментального убранства пражских изданий Скорины являются буквицы-инициалы; всего их 766, отпечатанных со 108 досок10. Черные прямоугольники буквиц, разбросанные по текстовым полосам, придают последним удивительно декоративный вид. Издательские марки Скорины можно видеть на буквицах «Ч» и «Я».

Пражская типография Франциска Скорины прекратила свою деятельность в конце 1519-го — начале 1520 года. Причиной этого считали желание просветителя перенести типографию на родину, недостаток средств, а также начавшуюся в 1520 году эпидемию чумы. Видимо, следует говорить о комплексе причин, в числе которых были и те, что названы выше.

Вернувшись в Вильну, Франциск Скорина поступил на службу личным доктором к виленскому епископу Яну, происходившему из князей Литовских (1499-1538). В 1522 году он организовал первую в Великом княжестве Литовском типографию, где примерно за три года выпустил 22 издания, в том числе Псалтырь, Часословец, 17 изданий акафистов и канонов, Шестодневец, Последование церковного собрания с Пасхалией и Апостол. Издательскую марку Скорины можно найти на некоторых титульных листах и в виньетках.

В последние годы жизни Скорина покинул родину и переехал в Прагу, где в 1535 году в качестве ученого садовода поступил на службу к королю Чехии и Венгрии, будущему императору Священной Римской империи Фердинанду I (1503 1564). Сохранились документы, свидетельствующие о том, что белорусский просветитель стал основателем пражского ботанического сада, одного из первых в Европе11.

Скорина работал садоводом до лета 1539 года. Вскоре он, по всей вероятности, умер. В небольшой книжке хрониста Вацлава Гайека из Либочан (ум. 1553) рассказывается о пражском пожаре, случившемся 2 июня 1541 года. В числе погибших назван «мальчик Франтишек, сын покойного доктора Руса»12. Трудно предположить, что в Праге в ту пору был еще один «русский доктор», кроме Франциска Скорины. В соответствии со свидетельством Вацлава Гайека мы склонны датировать смерть Франциска Скорины 1540 1541 гг.

В наши дни издательско-типографская марка белорусского просветителя неизменно украшает издания, рассказывающие о его жизни и деятельности. Мы находим ее, например, на обложке книги «400 лет белорусского книгопечатания», выпущенной в Минске в 1926 году. Здесь марка соседствует с символами Советского государства – с пятиконечной звездой и с помещенными на ней серпом и молотом.

Украшает издательско-типографская марка и пригласительные билеты, почтовые конверты и открытки, книжные закладки, выпуск которых приурочен к юбилеям, связанным с жизнью и деятельностью Франциска Скорины.

Мир Этикетки 5'2003

Похожие статьи